Минск
+14 oC
USD: 2.05
EUR: 2.28

Есть ли будущее у байкшеринга в Беларуси

Байки в пилотном режиме

Пару недель в Минске в тестовом режиме работает прокат бесстанционных велосипедов. Это значит, что байки не прикручены намертво к парковкам. Они свободно стоят на улицах и тротуарах, там, где их оставил предыдущий пользователь. Любой желающий может подойти к желтому байку, загрузить в мобильный телефон соответствующее приложение сервиса, разблокировать замок с помощью QR-кода и ехать. Тариф — 2 рубля в час. Удобно, стильно и ново для Минска, где пока любой велопрокат в сильном дефиците.



Родина беспарковочных байков — Китай, там первыми догадались мобильные велосипеды обеспечить электроникой в замке, чтобы отслеживать каждый из них и управлять прокатом дистанционно. Надо сказать, что система в Китае не прижилась, главная причина — огромное количество бесхозных велосипедов, очень скоро запрудивших все тротуары. «Кладбища» железных коней вынуждены были разгребать с улиц муниципальные службы и штрафовать китайских предпринимателей. В Европе азиатский велошеринг не прижился по другой причине, а именно — вандализм и воровство. Об этом год назад писала Financial Times. Так, один из гонконгских стартапов, сдающий в аренду велосипеды, в начале марта объявил об уходе из Франции, а незадолго до этого — из Италии и Бельгии. Причина — «массовое уничтожение» парка велосипедов компании в результате краж или актов вандализма. «За четыре месяца 60% нашего парка было уничтожено, украдено или приватизировано, что делает невозможным продолжение нашего проекта в Европе», — говорится в заявлении компании.

Любопытно, что почерк европейских вандалов в любой стране одинаковый — велосипеды (зачем-то?) забрасывают на деревья, топят в реках, выбрасывают в мусорку, уносят домой, разбирают на детали. Картинки изуродованных прокатных велосипедов я нашла в Париже, Цюрихе, Мадриде, Лондоне и даже в Тель-Авиве, как мне казалось, самом продвинутом городе по части мобильных «покатушек»: а ведь там в аренду можно взять на улице все, что движется, — от самоката до сигвея.

И теперь у меня две новости, и одна из них — хорошая. Минск — европейский город. Проблема, с которой столкнулся очередной велошеринг на запуске, совершенно такая же, как и в Европе: велосипеды уничтожают. И это плохая новость. В популярном мессенджере маркетолог Андрей Гусаров создал чат «Достижения нашего велошеринга», где за две недели была собрана целая коллекция неприглядных фотокартинок: желтые байки валялись в мусорках, висели на деревьях, стояли посреди улицы с оторванными сидушками, в общем, в лучших европейских традициях. Часть интернет-аудитории, похоже, не была готова к тому, что в Минске могут до сих пор проживать несознательные граждане. А коллеги-маркетологи даже заподозрили г-на Гусарова в черном пиаре, мол, он сам разбросал велосипеды по помойкам, чтобы раскрутить сервис. Пиарщики до сих пор устраивают Гусарову разбор полетов в Фейсбуке, и я усматриваю в этом отличный тренд: нам сложно поверить, что среди нас есть вандалы, мы не такие, мы хорошие, цивилизованные.

Директор нового велошеринга Вадим Осипчик придерживается такого же мнения — мы хорошие. Считает, что на три тысячи велосипедов в Минске несколько десятков испорченных — это ожидаемый «бой продукта». «Мы, как и многие, кто уже тестировал сервис, обеспокоены всеми случаями вандализма. Но верим, что адекватность победит. И байкшеринг в Минске приживется и станет лучше», — говорит Осипчик. Более того, обещает к велосипедам в скором времени добавить бесстанционные самокаты и электровелосипеды. Так значит, не все так плохо у бизнеса? Иначе получается как в том анекдоте: ежики плакали, кололись, но продолжали есть кактус? С другой стороны, вчера утром у метро «Каменная Горка» увидела на тротуаре аккуратно припаркованный желтый байк: стоял целехонький, никому не мешал — и вера в минчан меня снова накрыла теплой волной. Поделилась фотографией в соцсети, в ответ от друзей из разных частей столицы пришли отклики, что видели такие же байки в своих дворах и на улицах, целые и невредимые, — и тоже радовались, как и я. Возможно, будущее у байкшеринга в Беларуси есть. Я верю.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей ВЯЗМИТИНОВ
5
Загрузка...