Баварские сердца

18 процентов белорусских юношей и девушек признаются, что злоупотребляют пивом. Но далеко не все знают, о чем умалчивает пивная реклама

18 процентов белорусских юношей и девушек признаются, что злоупотребляют пивом. Но далеко не все знают, о чем умалчивает пивная реклама

Минздрав, похоже, уже устал предупреждать — он горько констатирует: за девять месяцев текущего года уровни продажи алкоголя на 12 процентов превысили критический порог, установленный Всемирной организацией здравоохранения (за ним начинается деградация нации и демографический спад). В 2008 году среднестатистический белорус выпил 12,4 литра чистого спирта, по сравнению с 2005 годом этот показатель вырос в 1,3 раза. Молодое поколение перестает выбирать пепси и предпочитает что-нибудь покрепче, при этом МВД отмечает, что каждый четвертый подросток, совершивший преступление, был пьян. И если о “враге № 1” — водке — знают все, представляя зигзагообразную походку и дрожащие руки алкоголика, то про опасность злоупотребления пива — напитка некрепкого, недорогого и “культурного” вспоминают нечасто.

...Впервые Василий попробовал пиво в восьмом классе: девочки тогда тайком на переменах бегали курить за школу, а юноши облюбовали ларек, который по недоразумению торговал алкоголем всего метрах в 50 от дверей школы. Начинали с “легких” сортов, а потом, следуя рекламному слогану, “довернули” не только до семи оборотов, но и выше. Шиком считалось осушить жестянку крепкого пива, чтобы голову “сорвало”. Кстати, недавнее исследование показало, что 66 процентов школьников 9—11-х классов Гомельщины “регулярно или эпизодически” пьют пиво и эта цифра растет.
Спустя годы Василий с пивом не расстался: пьет его регулярно. Говорит — успокаивает, снимает напряжение, бодрит. А еще что полтора литра на вечер — это мелочь. Зависимость от пенного напитка Василий отметает напрочь: “Мне просто нравится!” А между тем парень играет с огнем.
— Опасность пива в том, что к нему в обществе относятся довольно лояльно, оно доступнее по цене, чем другие виды алкоголя, является частью молодежной субкультуры, — говорит заведующий кафедрой психиатрии и наркологии БелМАПО Роман Евсегнеев. — Производители много сил тратят на рекламу, чтобы вывести в массовом сознании пиво из числа алкогольных напитков. Опасность еще и в том, что большинство со временем переходит на более крепкий алкоголь. Можно параллель провести: чем опасна марихуана? Многие с нее начинают и переходят затем на тяжелые наркотики, на опиаты. Так же и с пивом.
Для пивного алкоголизма характерны более редкие психозы, чем для водочного, говорит доктор Евсегнеев. Пивной алкоголизм формируется медленнее (ведь “градус” ниже), в среднем он проявляется через 2—5 лет. Опасность еще и в том, что человек безбоязненно вливает в себя “мягкий” алкоголь литрами. “Мягкость” напитка только кажущаяся: в литре содержится до 30—50 граммов спирта. Исследования российских медиков показали, что из-за углекислого газа пиво всасывается в полтора раза быстрее, чем водка, но влияние выпивки на организм одинаково. Несмотря на опасность, термин “пивной алкоголизм” отсутствует в международном классификаторе болезней.
— Мы не подразделяем больных алкоголизмом на винных, водочных, пивных, но случаи зависимости от пива есть, в основном среди молодежи как самой внушаемой категории людей, — рассказывает Александр Алишевич, заместитель главврача Минского наркологического диспансера. — Их число за последнее десятилетие увеличивается. Специфика пивного алкоголизма тонкая и видна лишь специалистам. Но из-за того что обществом пристрастие к пиву воспринимается лояльнее, обращение за помощью часто отсрочено.
Часто можно услышать: “пиво — хорошее мочегонное средство”, “полезно для сосудов”, “снимает стресс”, “раскрепощает и полезно для потенции”. Но эти “истины” далеки от реальности: напиток вымывает из организма полезные белки и витамины, что может привести к слабости, раздражительности. Тем, кто убежден в положительном влиянии пива на сердечно-сосудистую систему, не лишним будет взглянуть на “бычье” (или “баварское”) сердце пивного алкоголика: по словам Александра Алишевича, оно похоже на мешок — большое, но дряблое и ослабленное, его мышцы теряют тонус, нагрузки переносятся хуже. Известное утвержение о женских гормонах в пиве (фитоэстрагенах) — не миф. Нарушение гормонального фона сказывается на половом влечении — оно снижается. Наконец, по данным ВОЗ, пагубная тяга к пиву повышает риск развития рака кишечника и молочной железы. Рассуждения о том, что “пивной” живот растет вовсе не от выпивки, а от калорийной закуски, не что иное, как желание найти оправдание: пиво очень богато углеводами, которые не прочь прописаться в вашем организме.
Безусловно, не нужно делать квадратные глаза и предавать хмель анафеме: пиво — вкусный напиток, который, как писал Сидор Синебрюхов, “радует глаз и ласкает утробу”. Важно здесь не воспринимать его как чудодейственный “жидкий хлеб”, от которого даже материнское молоко будто бы делается питательнее (некоторые мамы так и заявляют!). И не устраивать Oktoberfest каждые выходные.
— Многие думают, что доходы от продажи алкоголя так велики, что можно закрыть глаза на вред, который он приносит, — считает Роман Евсегнеев. — Но один доллар, вложенный в борьбу с алкоголизмом, дает четыре доллара дохода стране, потому что сокращается травматизм на производстве, уровень заболеваемости. Что делать? Каждому понимать возможные риски и отдавать отчет, что пиво — это тот же алкоголь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter