Батлейка не канет в Лету

О батлейке

В армии некогда существовала мудрая присказка: «Получил приказ — не спеши выполнять: его могут отменить». В универсальности солдатской мудрости я убедился во время поездки в Мир и Несвиж. За рулем автомобиля сидел художник–реставратор Федор Сороко. На заднем сиденье устроилась Анна Выгодская, ей надо было в Мир, где она в профессионально–техническом училище руководит удивительным кружком, а можно сказать — театром.


Еще в конце тридцатых годов прошлого столетия в местечке Мир, том самом, где знаменитый замок, существовала старинная традиция. Ходили по домам самодеятельные артисты. Носили–возили с собой сделанный из фанеры очень похожий на старомодный буфет или скворечник театр и кукол. Показывали народу представления на библейские сюжеты. Людям кукольные спектакли нравились, артистов кормили–поили и давали немного денег. Назывался тот театр батлейка, а артисты — батлеечниками. Это был самый настоящий народный театр, по маркировке искусствоведов — «низкий жанр». Тогда, в тридцатые, традиция прервалась. Батлейки оказались на чердаках, в сараях, подвалах. А в 1980 — 1990–е о народном театре вспомнили художники, архитекторы, этнографы, фольклористы. И тогда интеллигенция батлейку возродила. Естественно, все стало не таким, как сто лет назад и даже пятьдесят.


...Мы заехали в выставочный зал несвижского историко–культурного музея–заповедника. Там проходила большая выставка. Настоящая, очень профессионально организованная и продуманная. Такую и в Минске показать не стыдно. Но самое интересное, что экскурсоводы показывали младшим школьникам представление. Восторгу детей не было предела. Даже я притих у стены, наблюдая за забавными куклами и артистами, которые своих тряпичных героев оживляли.


Потом мы сидели с Анной Выгодской и разговаривали. Оказалось, что батлейка в скором времени может стать бездомной. Хотя у Иеронима Радзивилла был один из первых в Европе кукольных театров. В старинных бумагах, так называемых реестрах, батлейку называли «театром портатив» на итальянский манер. Представления показывались во дворце для всей семьи. Наши энтузиасты попытались воссоздать что–то похожее. Странно? В наше–то время, когда дети на долгие часы зависают перед компьютерами, когда в мониторе ежесекундно меняются картинки, заниматься архаичным кукольным театром? Но Анна Выгодская стоит на том, что любая архаика всегда авангардна. У нее есть мечта создать музей батлейки. И показывать сюжет, как Уршуля Радзивилл сделала спектакль на день рождения своего мужа, во время экскурсий и в Несвижском дворце, и в Мирском замке.


Но тогда, когда мы говорили, Анна даже не знала, куда везти батлейку и что делать дальше, как только закончится выставка. Она всячески пыталась добиться, чтобы все это великолепие не развезли по домам и мастерским художники и архитекторы. Иначе ведь народный театр опять окажется на чердаках, будет съеден мышами, канет в Лету. Анна Выгодская каждую неделю ездила в Мир, предлагала передать всю коллекцию в замок. Все вроде бы были согласны, но на уровне общественного мнения и искусствоведов. Даже по радио уже начали говорить о том, что Мирский замок пытаются засорить своими самодельными батлейками. И упрекать: мол, это народное искусство, которому не место в замке, то есть в государственном музее. Проблема в том, что на сегодняшний день любительская форма существования батлейки себя исчерпала. Нужна официальная поддержка.


Да, есть примеры того, как, получив государственное финансирование и поддержку, любительские театры тут же превращались в низкопробную халтуру. Пока отсутствует коммерческий интерес, все работает на энтузиазме. Но ведь может статься, что россияне, поляки или литовцы все это богатство просто выкупят, развезут, и мы окажемся с пустыми руками. Профессиональный театр — не самоцель. Надо все это лишь сохранить, как говорят реставраторы, законсервировать.


...Прошло почти два месяца. Я уже собирался написать злой материал про злоключения театра. Позвонил реставратору Федору Сороко, кстати, собственноручно сделавшему одну из батлеек. И выяснилось: вопрос, казавшийся зимой неразрешимым, закрыт. И Мирский замок, и Несвижский согласны взять коллекцию батлеек в свои экспозиции. А значит, из прошлого мы извлекли хороший урок. И ценить собственную историю научились.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter