БАТЭ ставит на обновление

Эффективность превращает копейки в миллионы Можно ли сказать, что прошлый год для градообразующего борисовского предприятия БАТЭ был успешным? С уверенностью. Тем более что об этом говорит не только сам директор БАТЭ Анатолий Капский, но и цифры отчетности. “Не имея технологических резервов и мало вкладывая в развитие в предыдущие годы, мы смогли увеличить объем производства по сравнению с 2005 годом на 9 процентов в сопоставимых ценах”, — говорит Анатолий Капский. Почему прежде предприятие не инвестировало деньги в производство и не имело технологических резервов — тема отдельного разговора. Капский же стал директором в середине 2005 года, поэтому только о нынешних показателях может говорить с полной ответственностью.

— Самым значительным достижением считаю то, что мы смогли почти на 60 процентов увеличить экспорт, — делится директор. — АвтоВАЗ, ЗИЛ,
КамАЗ, Заволжский моторный завод работают с борисовскими стартерами и генераторами. Кроме того, БАТЭ поставляет продукцию на МТЗ, МАЗ, Минский моторный завод... Довольны ли они их качеством? И да и нет. “Да”, потому что покупают, а “нет”, потому что потребитель никогда не бывает доволен абсолютно. Всегда появляются новые требования, потому что и жизнь и технический прогресс никогда не стоят на месте.
Поэтому БАТЭ подготовил бизнес-план развития до 2010 года, в котором предусматривается к концу десятилетия стопроцентное изменение номенклатуры выпускаемой продукции. То есть через четыре года не останется ни одной модели, которую БАТЭ выпускал в 2006-м.
— Однако новая продукция будет взаимозаменяема со старыми образцами, но более современная, надежная и менее затратная, — поясняет Анатолий Капский. — Новые генераторы и стартеры станут соответствовать лучшим мировым аналогам. Если раньше, например, вазовский стартер весил 4,7 кг, то в текущем году начнем промышленное производство его аналога на 2 кг легче.
Теперь понятно, куда в 2007 году пойдут огромные инвестиции (более 20 млрд. рублей) — на испытания, на зарубежное оборудование, на повышение качества, наконец.
— Путь к выживанию прост, — говорит Анатолий Капский. — Надо купить новые технологии и новое оборудование, научить персонал ими пользоваться и показать, как работать в команде. И, конечно, детально изучить рынок, чтобы выгодно продать продукцию.
Часть нового оборудования уже закуплена. Для того чтобы сотрудники БАТЭ ценили свою работу, они не только вовремя получают зарплату, но и пользуются большой социальной базой завода (например, оздоровительный лагерь БАТЭ в прошлом году стал лучшим в области). Чтобы специалисты и рабочие не отставали от технического прогресса, всем им приходится учиться. Руководства это тоже касается. Самому Капскому всего 40 лет, и он не скрывает, что ему интересно учиться в рамках своей профессии.
— Если у нас новые требования к продукции, то новые требования должны быть и к работникам. А неиспользованных резервов еще много, — считает Анатолий Капский, — Например, в новом цехе производственный путь деталей генератора сократится с 28 до 15 км. Копейки? Но при наших объемах они превратятся в миллионы. В прошлом году экономия, в том числе за счет энергосбережения, на рубль выпущенной продукции составила почти 15 копеек. В 2007 году появилась новая задача — максимально минимизировать негативные последствия удорожания энергоносителей.
Что касается экспорта, то, чтобы достигнуть 60-процентного роста, БАТЭ использовал классический прием — открыл торговый дом в России. И тем самым “убил” едва ли не трех зайцев: увеличил экспорт, прибыль и ушел от непрозрачных схем с посредниками. Только сам подмосковный ТД БАТЭ с февраля прошлого года заработал порядка 800 млн. чистой прибыли.
— Раньше большую часть этих денег забирали посредники, — объясняет директор БАТЭ. — А так при 9-процентном росте производства в сопоставимых ценах в выручке мы прибавили около 36 процентов.
 85—90 процентов продукции БАТЭ идет на экспорт, львиная доля которых следует в Россию. И сегодня в своем сегменте предприятие занимает около 40 процентов российского рынка стартеров. Директор строит планы и на сборочные автопредприятия зарубежных производителей, создаваемые в соседней стране. Но это сегодня. А что будет после ожидаемого вступления России во Всемирную торговую организацию?
— Мы, безусловно, пересмотрели свои задачи и рассчитываем реализовать большинство идей бизнес-плана до конца 2008 года. Рано или поздно нам все равно придется работать в международных условиях, напрямую конкурируя с ведущими мировыми производителями. Поэтому меняем и подходы, и технологии. На российском рынке, нашем традиционном и очень перспективном, свои позиции сдавать нельзя. А вот прирастать на нем — нужно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter