Легко ли сегодня заправить и отремонтировать электрокар в Минске и регионах

Батарейка: от минусов до плюсов

Сегодня по дорогам страны колесят более 300 электрокаров. Плюс около сотни электробусов. Такова официальная статистика. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Ведь еще совсем недавно у нас счет шел не на сотни, а на единицы. Ситуация меняется стремительно. И, как говорят люди знающие, Беларусь не может оставаться в стороне от всеобщей электрификации. Кстати, по прогнозам, к 2025 году в мире продажи электрокаров достигнут отметки в 25 миллионов. Но пересесть на авто на батарейках мало. Надо четко понимать свои дальнейшие действия, если электрическое сердце под капотом заглохнет, а также куда ехать, чтобы подзарядить кар живительной энергией. 

Обещания выполняются

Программе создания государственной зарядной сети для электромобилей, разработанной после Указа Президента «О стимулировании использования электромобилей«, предшествовала серьезная работа ученых. Несколько лет в РУП «БЕЛТЭИ» просчитывали сценарии развития ситуации с электромобильным транспортом на перспективу, готовили предложения по созданию благоприятных условий для покупки населением электрокаров, просчитывали, какие электрозарядные станции (ЭЗС) появятся в стране и в каком количестве они нужны. Любопытно, что ученые рассматривали сразу два сценария развития событий — оптимистичный и пессимистичный. По первому к 2025 году по улицам страны должны бегать аж 30 тысяч авто на батарейках, по второму — втрое меньше. Что будет в реальности, совсем скоро увидим. Кстати, просчитывались и возможные сокращения выбросов СО2. Так вот по оптимистичному сценарию — это почти 170 тысяч тонн экв. СО2, по пессимистичному — 52,6 тысячи. 

Разветвленную сеть ЭЗС успели оценить участники недавнего электромарафона «Ралли мира-2019».Фото Сергея Лозюка

Два года назад, когда авторы озвучивали проект программы, он во многом казался фантастичным. Как и создание первых зарядных станций вдоль шоссе с интенсивным движением и около бизнес-, торговых центров, вокзалов и т.д. А ведь они уже стали реальностью. В целом, рассказали в ГПО «Белоруснефть», с начала 2018 года количество ЭЗС увеличилось вчетверо:

— С 30 до более 110. Они расположены на основных автомагистралях, в областных центрах и столице. Зарядить электромобиль можно не только на ЭЗС, но и возле торговых центров, спортивных и туристических объектов, вокзалов и в Национальном аэропорту «Минск».

Надо сказать, что государственный оператор по созданию зарядной сети для электрокаров обещания выполняет. Кстати, разветвленную сеть и разумные расстояния между станциями успели оценить участники недавнего электромарафона «Ралли мира-2019», который проходил в том числе и по территории нашей страны. Например, Кристиан Эсноу из Англии отмечал наличие хороших дорог и развитой заправочной инфраструктуры:

— Преимущество — это быстрые зарядные станции. И расположены они так, что можно рассчитать маршрут от одного объекта до другого. Нам выдали карты, на которых обозначены пункты электрозарядок, по ним мы и ориентировались. Приятно, что пока электрокар заряжается, можно отдохнуть, выпить чай, кофе, перекусить.

Впрочем, заверили в ГПО «Белоруснефть», на этом работа не заканчивается. Так что до конца этого года количество зарядных станций должно вырасти до 250:

— В компании «Белоруснефть» с нынешнего года на основных автомагистралях страны намерены устанавливать 150-киловаттные электрозарядки. А с 2022-го — 20 супербыстрых зарядных комплексов мощностью от 2 МВт, а установленная мощность одного поста — 350 кВт.

Есть контакт

Белорусских производителей станций постоянного и переменного тока, как выяснилось, не так уж и мало. И государственных, и частных. Производят их даже некоторые банки, но только для своих клиентов — приехал в банк и параллельно воспользовался услугой. Есть они на паркингах гостиниц, гипермаркетов. Тем не менее в июне прошлого года было заявлено: ОАО «Витязь» наладит серийное производство электрозарядных станций для электромобилей в 2020 году. Это предусмотрено Государственной программой инновационного развития Беларуси на 2016—2020 годы. И реализация проекта, отмечал председатель ГКНТ Александр Шумилин, уже началась. 

Белорусских производителей станций постоянного и переменного тока не так уж и мало. И государственных, и частных. 
Фото Владимира ШЛАПАКА
Конечно, станции пока что товар штучный. Но ситуация будет меняться: программой создания государственной зарядной сети для электромобилей только до 2030 года предусмотрено выпустить более 1304 ЭЗС. Но если сейчас на станции особого спроса нет, то каковы хотя бы продажи? 

Если, скажем, у частных предприятий счет идет на сотни, то в ОАО «Витязь» говорят о десятках. По словам заместителя начальника отдела маркетинга и сбыта ОАО «Витязь» Александра Матросова, пока здесь реализовано шесть единиц этого товара (производство зарядных станций начато на предприятии с прошлого года). Они отправились на стоянки торговых объектов, парковки. Плюс 4 зарядные станции уехали в Россию. И предприятие рассматривает этот рынок как перспективный. 

Тем не менее ассортимент предприятия достаточно большой — более десятка наименований ЭЗС стационарных и с креплением на стену. Правда, в основном переменного тока Mode 3. Некоторые из них могут заряжать два автомобиля одновременно. А недавно линейку пополнили еще две ЭЗС постоянного тока Mode 4, а значит, быстрой зарядки:

— В зависимости от характеристик автомобиля время зарядки здесь составит 30—40 минут. Но поскольку вряд ли автомобилисты в дороге подъезжают с разряженными на все сто аккумуляторами, время вполне может ограничиться 15 минутами. 

Сейчас, по словам Александра Матросова, в производстве еще 20 зарядных станций типа Mode 4. Под заказ «Белнефтехима»: 

— Представители этой организации посещали наше предприятие и остались очень довольны культурой производства, продукцией. Достаточно сказать, что корпуса мы производим из нержавеющей стали. Не отстает и качество «начинки». Даем гарантию на товар. 

Станции быстрой зарядки, пояснил Александр Матросов, из-за достаточно высокой стоимости, а это приблизительно 40 тысяч белорусских рублей, хранить на складе предприятие позволить себе не может. Совсем другое дело Mode 3, которые обойдутся в 2—3 тысячи белорусских рублей. Рассчитывают, что с продажей мощных зарядок сдвинется с места и реализация Mode 3:

— Планируется, что «Белнефтехим» будет тоже закупать их у нас. В программе развития заправочной инфраструктуры речь идет о немалых объемах. Кстати, под это на ОАО «Витязь» планируют открывать дополнительные рабочие места. 

Все станции, рассказал Александр Матросов, поддерживают возможность бесконтактной оплаты. Есть фирменные карты, их продают либо оператор, либо банки, через которые можно рассчитаться. СМС-оплата уже работает. Планируется рассмотреть возможность оплаты обычными банковскими карточками. 

Пока плюс электромобиля в том, что большинство заправок для него работают бесплатно. Хотя есть и такие, где оплата уже производится. Работают парковки, и это тоже небольшой бонус, предусмотренный только для этого типа транспорта. Самый важный аргумент в пользу такого авто — экологичность. Но без серьезного государственного стимулирования, убежден Александр Матросов, этого мало. 

По информации ГПО «Белоруснефть», до конца этого года количество зарядных станций должно вырасти до 250.Фото Виталия Гиля

Сюрприз под капотом 

И если с заправками все более-менее понятно, то в ситуации с ремонтом электрокаров, которые тоже иногда ломаются, вопросов больше. Казалось бы, а что такого, помимо износа батареи, с ним может случиться? Да многое, информируют на одной из минских СТО. Чаще всего страдают аккумуляторы, которые либо не выдерживают погодных условий, либо ломаются из-за неправильной эксплуатации. Ну а если речь идет о гибридном авто, перечень еще шире: от проблем с подвеской до сгоревшего компьютера. 

Только вот под капот электромобиля, говорят специалисты, из-за конструктивных особенностей заглянуть под силу не каждому. А вмешательство народного умельца и вовсе владельцу может стоить очень дорого. Впрочем, уже сегодня ряд минских станций тех-обслуживания смело заявляют: авто на батарейках в ремонт берем, опыт имеем. Как говорится, консультируйся, оставь заявку, и тебе перезвонят. Только вот приблизительных расценок за работы не называют. Зато диагностика обойдется в районе 300 рублей. 

Большого наплыва авто на батарейках, в один голос говорят сотрудники СТО, сегодня нет. Кары нечасто ломаются? Возможно, и так. А может, владельцы намеренно откладывают эти визиты, ведь большинство тех, кто сегодня предоставляет такую услугу, ничего не гарантируют. Кто и что подтвердит, что мастер действительно имел дело с электромобилями, а не учится на вашем же кузове или по книжке? Да и сертифицирование СТО сегодня, рассказали в БелГИМ, услуга сугубо добровольная. 

Проблемой озабочен и начальник НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» ОИМ НАН Александр Белевич. По его мнению, было бы нелишним мастерским, осуществляющим ремонт электрокара, получать специальные лицензии: 

— Сегодня есть несколько фирм, которые занимаются ремонтом электромобилей. Но осуществляют они его без каких-либо лицензий. Убежден, тут с обычными автомобилями никакого сравнения. Такой вид ремонта должен лицензироваться, ведь речь идет о напряжении. И что может быть, если какого-нибудь слесаря «зацепит» 400 вольт?

Увы, ни один из специалистов СТО о знакомстве с техникой безопасности эксплуатации высоковольтного оборудования и не вспомнил. 

 Все вопросы на четком контроле

Несколько иначе обстоят дела, когда речь идет о городском транспорте. К слову, Минск еще до начала II Европейских игр пополнила очередная партия электробусов производства «Белкоммунмаш». Сегодня по городу их бегает восемь десятков. Но как и кто чинит эти чудеса техники в случае поломки? Да и, собственно, как часто они случаются?

Сегодня по городу бегает восемь десятков электробусов производства «Белкоммунмаш».фото Дарьи Титовой

Нечасто, говорит директор УП «Сервисно-сбытовой центр «Белкоммунмаш» Александр Шутов. А он знает это, как никто другой, ведь эта отдельная единица в структуре холдинга занимается гарантийным обслуживанием электробусов. 32 специалиста ежедневно выезжают на места — в эксплуатирующие организации, чтобы проверить, продиагностировать, а если нужно, и починить. Все вопросы на четком контроле, рассказывает Александр Шутов. Кроме того, максимум недочетов отработали за первые два года эксплуатации. К слову, постарались учесть все замечания водителей, говорит Александр Шутов:

— Техника новая, поэтому мы активно ее совершенствуем. И это нормально. Конечно, те, кто ее эксплуатирует, учатся вместе с нами. Мы проводили 3—4 обучения специально для водителей. Но сейчас они уже привыкли к новому транспорту, приобрели опыт. Кроме того, мы постарались учесть их пожелания. А их было немало. По эргономике, посадке водителя, системе видеонаблюдения, освещению в кабине. Мы обсуждали эти вопросы в эксплуатирующих организациях. Постоянно работаем с руководством парков. Кстати, если сначала это был только троллейбусный парк № 2 Минска, поскольку первые 20 машин прибыли сюда, сейчас в списке также 3-й и 4-й парки.

Вспоминая самое начало работы с новым транспортом, говорит Александр Шутов, вопросов больше было даже не по электробусам, а по организации работы зарядных станций. А они также производятся предприятием:

— Мы совместно с партнерами совершенствовали и софт, и механическую часть по доработке вентиляции и адаптации зарядных станций. К слову, если изначально в Минске их было всего шесть, сейчас уже шестнадцать. Установлены они на конечных станциях электробусов. 

Помимо техники на базе суперконденсаторов, «Белкоммунмаш» начал производство электробусов с ночной зарядкой, которые могут преодолевать расстояния до 200 километров. Впрочем, говорит Александр Шутов, это актуально, когда речь идет о загородных маршрутах — нужен транспорт, способный пройти большие расстояния там, где нет зарядной инфраструктуры. Для Минска же достаточно экспресс-зарядок по ходу следования. 

Словом, в развитии инфраструктуры для электротранспорта в стране сделано немало. Но предстоит найти ответы еще на многие вопросы. 

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter