Как в стране готовят инфраструктуру к росту количества электрокаров

Батареи просят заряда

Говорят, что рынок электромобилей сегодня один из самых перспективных. По некоторым оценкам, ежегодно он прибавляет в объемах более чем на 25 процентов. Тем не менее еще совсем недавно в нашей стране «электрички» можно было пересчитать по пальцам одной руки. И всего за какие-то три года ситуация кардинально изменилась. Более того, произошли перемены и в части сопутствующей инфраструктуры. Ведь даже самый лучший электрокар, если его не заправить, становится бесполезной железякой.

Во всем мире говорят — именно развитие инфраструктуры дает толчок электротранспорту.

От идеи — к реальности

30—40 электромобилей, с десяток электробусов — такой была картина электротранспорта еще три года назад. Однако уже тогда зашел разговор о проекте программы развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта. Над документом к тому времени уже несколько лет работало РУП «БЕЛТЭИ». В то время, к примеру, в Казахстане электрокаров было больше как минимум вдвое, в Украине — в двадцать раз, не говоря уже о Китае и США. И все же ученые прогнозировали: к 2025 году по нашим улицам побежит как минимум десять тысяч авто на батарейках. Фантастика?

Да, сегодня о таких цифрах еще речи нет. Не смотря на это, всего за три летних месяца число электромобилей в стране как минимум удвоилось. Если еще в начале весны зарегистрированных каров было почти 400, то, по оценкам «Белоруснефти», уже в начале августа их стало свыше 800. Более того, эксперты убеждены, что через лет пять количество электрокаров вырастет и вовсе до 100 000. Как и почему? Конечно, не просто так, а благодаря реализации серии льгот. Многое из того, что когда-то предлагали ученые, стало реальностью. Скажем, отмена НДС для физлиц при ввозе электрокара в Беларусь, освобождение от дорожного налога, льготная парковка и многое другое.

Электричество для электрокаров? Пожалуй, один из ключевых вопросов. До сих пор оно было бесплатным. Но, конечно же, до бесконечности так не будет. Ведь уже сейчас сеть заправок Malanka («Белоруснефть») начала тестировать мобильное приложение, через которое впоследствии и будет осуществляться оплата. Пока у водителей есть лишь информация о количестве полученных киловатт и о том, в какую сумму это обойдется в будущем. Ведь тарифы тоже уже озвучены: 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) обойдется в 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — в 29 копеек. К слову, просчитаны экспертами и примерные экономические выгоды. Так, экономия на топливе (скажем, если взять авто с ДВС и расходом 8 л/100 км и электромобиль с расходом 20 кВт.ч/100 км) составит за год эксплуатации более 700 долларов.

В преимуществах авто на батарейках уже убедились многие.

Еще мощнее

Считается, что именно развитие инфраструктуры дает толчок электротранспорту. Сегодня только в сети национального оператора «Белоруснефть», рассказывают здесь, количество электрозаправок приближается к 270. Как комментирует сама организация, их достаточно, чтобы обслужить до девяти тысяч электромобилей. Заправки есть на парковках рядом с бизнес-центрами, спортивными и культурными объектами, магазинами — достаточно открыть специальную карту. Конечно, больше сервисных столбиков в центре Минска, чуть меньше — в сторону Долгиновского тракта. Есть заправки на трассах по направлению к областным центрам. Пока при условном подсчете на одну заправку приходится около трех наших электрокаров. Даже если к ним приплюсовать нагрузку от гостевых машин, пока получается почти эксклюзивный вариант.

К слову, это не предел, обещает национальный оператор. К концу года число станций должно увеличиться почти до 400. А к 2022 зарядных станций под брендом Malanka станет как минимум вдвое больше, чем сейчас. Вырастет и показатель «электричек», которые они смогут обслужить, — ни много ни мало 35 тысяч каров.

Число электробусов на улицах страны тоже растет.

К слову, этому способствует и работа белорусских производителей зарядных устройств. Как рассказал заместитель начальника отдела маркетинга и сбыта ОАО «Витязь» Александр Матросов, организация выиграла тендер на поставку ста зарядных станций мощностью до 50 кВт.

— Это большие станции. В 2020-м мы поставим 43 штуки, оставшиеся — весной следующего года.

Организация производит более десятка наименований зарядных электростанций типов Mode 3 и Mode 4. Не только стационарных, которые устанавливаются в местах общего пользования, но и настенных, которые любой желающий может расположить у себя в гараже. Цена вопроса — от 800 рублей. Для этого, пояснили в интернет-магазине дилера ОАО «Витязь», в гараже должна быть специальная розетка, подключить ее под силу обычному электрику. Таких станций, по словам Александра Матросова, с начала года предприятие реализовало около двух десятков. И в последнее время спрос растет.

А еще «Витязь» готовит потребителю новинку: станцию мощностью 200 кВт, то есть в четыре раза мощнее, чем те, которые сейчас устанавливаются. Опытный образец обещают к декабрю 2020-го.

— Большая мощность ускорит время зарядки автомобиля. Если на наших прежних станциях Mode 3 (22 кВт) полностью разряженный аккумулятор будет заряжаться часа четыре, то на мощности 200 кВт достаточно десяти минут. В планах на следующий год — станция в 350 КВт. Здесь зарядка будет составлять считаные минуты.

Хотя эксперты и шутят относительно того, что в электромобиле ломаться нечему, надо признать, что сервис необходим даже самокату на электричестве.

Интерес к белорусским разработкам есть в России, Казахстане. Александр Матросов рассказал, что в Казахстане рынок только развивается, там около двухсот электромобилей. Под новые электробусы им нужны мощные зарядные устройства. И белорусский «Витязь» готов в этом помочь.

По словам Александра Матросова, в Беларуси, помимо «Витязя», еще около пяти производителей ЭЗС. В их числе могилевское ОДО «Стрим», ЧПТУП «Зона Технологий» и другие. Конкуренция немаленькая, кроме того, на рынок активно приходят зарубежные производители.

— Бороться и побеждать непросто. На первое место, конечно же, выходит вопрос цены. Но как может быть очень дешевым товар хорошего качества, тот же корпус из нержавейки? Однако мы работаем над снижением цен.

К концу этого года число станций национального оператора должно приблизиться к 400.

От «болезней» электрокара

Хотя эксперты и шутят, мол, в электромобиле ломаться нечему, надо признать, что сервис необходим даже самокату на электричестве. Да, когда говорим об электромобилях, экономия налицо. Хотя бы потому, что не идет речь о замене масла в двигателе и фильтров каждые десять тысяч километров. Плюс польза для экологии. И все же как и где можно хотя бы протестировать электромобиль?

Интернет-поиск выдает десятки организаций. На первый взгляд кажется, что в Минске элементарное ТО можно провести в любом из районов города. Но на поверку это не совсем так. Большинство фирм, оказывающих услуги по тестированию и ремонту электротранспорта, за реальный кар просто не возьмутся. Хотя бы потому, что по факту имеют дело с детскими электрокарами или вовсе электросамокатами, электровелосипедами и скутерами. А где же габаритный транспорт?

Хотя исключения, конечно же, есть. Как минимум несколько фирменных сервисов, в числе которых Tesla и Bosh, в стране появилось. Вместе с тем большинство компаний пока еще позиционирует себя как организации очень широкого профиля. Некоторые ремонтируют в том числе и планшеты. Цены на диагностику, даже детальную, у них не кусаются. К слову, вторая обойдется в десять рублей, первую и вовсе обещают провести бесплатно.

Только в Беларуси помимо «Витязя» еще около пяти производителей ЭЗС.

В числе услуг, которые здесь предлагают, — все манипуляции с аккумулятором, собственно, сердцем электрокара. Есть замена и ремонт контроллера, центральной платы управления, зарядного устройства и многого другого. Самая большая сумма — от 50 рублей — заявлена на аквазащиту/гидроизоляцию. Конечно, в противовес им есть СТО, специализирующиеся на машинах на электричестве. Здесь и заявленные цены будут повыше. Правда, речь идет скорее о тюнинге. Так, установка на Nissan Leaf быстрого порта зарядки обойдется владельцу кара в 1200 рублей, а увеличение емкости батареи — и вовсе в 12 000 рублей.

Впрочем, здесь же, перечисляя услуги, сразу пишут о плюсах электрокаров. Например, если и нужно менять антифриз, то раз на 40 000—60 000 километров. С такой же частотой проверяется тормозная жидкость, а ее замена производится раз в три года.

Говорят, что рынок электромобилей — на сегодня один из самых перспективных.
И все же пока некоторые сервисы напоминают, что не на все электромобили есть запчасти. Поэтому прежде чем обратиться, рекомендуют прислать фото как самой «электрички», так и места поломки. «В некоторых случаях, — предупреждает сервис, — мы будем вынуждены отказать в ремонте: если отсутствуют нужные детали, а также если повреждения будут непоправимыми».

В общем-то, и это логично, в ближайшем будущем ситуация изменится, за растущим числом электромобилей подтянутся сервисы. Кроме того, ведь уже в следующем году, как отмечал первый заместитель министра промышленности Сергей Гунько, ставится задача организовать производство от 500 до 1000 штук собственных электромобилей. А там, где есть производство, как правило, есть и обслуживание.

Это можно увидеть на примере белорусских электробусов. По словам директора УП «Сервисно-сбытовой центр «Белкоммунмаш» Александра Шутова, гарантийным обслуживанием техники в холдинге занимается отдельная единица. Вместе с количеством электробусов на улицах страны растет и коллектив: сегодня уже 38 специалистов выезжают в эксплуатирующие организации, чтобы проверить, продиагностировать, а если нужно, и починить технику.

Впрочем, по словам директора, большая часть выездов связана скорее с информированием: никто не хочет читать длинные талмуды, так что специалистов часто вызывают, чтобы проконсультироваться. Да, без сбоев в работе не обходится, ведь техника новая. Но непосредственно поломок очень мало, заверяет Александр Шутов:

— Ежедневно 95 процентов электротранспорта работает на линии. Но и оставшиеся пять не всегда в ремонте. Речь может идти всего лишь о плановом ТО.

К слову, в этом году к 80 столичным автобусам производства «Белкоммунмаш» добавятся еще девять и 75 троллейбусов автономного хода.

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter