Батареи просят внимания

Анализ ситуации: почему в ряде районов резко подорожала плата за теплоснабжение жилья. Хотя качество этой услуги порой оставляет желать лучшего
Анализ ситуации: почему в ряде районов резко подорожала плата за теплоснабжение жилья. Хотя качество этой услуги порой оставляет желать лучшего

Материалы журналистов «Жировки не краснеют?», «Ни холодно, ни жарко?» вызвали новый поток писем о случаях резкого повышения платы за коммунальные услуги. Да иначе и быть не могло. По вполне понятным причинам этот вопрос очень важен и касается всех. Недавно он рассматривался на заседании Правительства, а затем — у Президента. Александр Лукашенко потребовал незамедлительно проверить факты и принять меры. Этим занимается сейчас Комитет госконтроля. Более 150 писем, в том числе коллективных, редакция направила на реагирование в различные ведомства, причастные к коммунальному обслуживанию, в местные органы власти. Ответы на эти письма будут опубликованы.

Компетентно

Начальник управления контро
ля строительства, ЖКХ и связи Комитета государственного контроля Галина Силивончик:

— В соответствии с поручением Президента Комитетом госконтроля проведена проверка обоснованности начисленных населению сумм платы за жилищно–коммунальные услуги, оказанные в октябре — декабре 2004 года. Основные выводы таковы. Увеличение коммунальных платежей за прошлый год в расчете на среднестатистическую двухкомнатную квартиру общей площадью 48 квадратных метров составило 4,99 доллара США в отопительный период. Поручение Главы государства — не выйти за эту цифру — коммунальники выполнили. Тарифы на жилищно–коммунальные услуги, установленные Советом Министров в апреле 2004 года, не изменялись, за исключением платы за техобслуживание и отчислений на капитальный ремонт (с 1 декабря они выросли на 22,4 процента). Вместе с тем в различные инстанции в декабре 2004–го и январе 2005 года поступили многочисленные обращения граждан. Их причинами стали: повышение нормативов (не всегда обоснованных) расхода тепловой энергии на отопление и подогрев воды местными исполнительными и распорядительными органами в домах, где нет приборов учета; отсутствие контроля такого учета там, где счетчики есть; технические ошибки; неисправность либо неправильные показания приборов; отсутствие должной подготовки жилых домов к эксплуатации в зимних условиях и единого порядка взаиморасчетов теплоснабжающих организаций с жилищно–эксплуатационными за поставленную тепловую энергию. Более подробный анализ работы отрасли Комитет госконтроля представит Президенту в конце первого квартала с предложением о реформировании или совершенствовании ее работы.

Кривое зеркало счетчика

В советские времена в редакционной почте преобладали жалобы на плохое отопление жилья. Со временем акцент сместился: стали жаловаться на чересчур высокую оплату. Своеобразным апофеозом проблемы стала полученная редакцией на днях телеграмма из поселка Боровичи Калинковичского района, подписанная Константином Коваленей. Мол, плату за отопление в домах, где нет счетчиков, увеличили на 100 процентов. Помогите разобраться! Казалось бы, что тут можно посоветовать, кроме как установить этот самый счетчик. Даже сам министр жилищно–коммунального хозяйства Владимир Белохвостов, проводя несколько месяцев назад «прямую линию» с читателями «СБ», так сказал: «Уж прибор-то не обманешь!» Но вот же парадокс: добрая четверть жалоб на завышение платы за отопление приходит как раз от жителей домов, оборудованных счетчиками тепла.

Наугад из объемистой пачки выбираем одно из них. Жильцы дома N 3 в деревне Вязье Осиповичского района коллективно сообщают, что за свои кровные купили счетчик и оплатили его установку местному управлению жилищно–коммунального хозяйства. Что и было сделано и даже навешена пломба. Но... прибор не заработал. Его починили, но теперь... исчезла пломба. Суть же в том, что хотя батареи в квартирах едва теплые, котельная порой не работает, оплата выше, чем в домах, где счетчика нет. В следующем письме жители дома N 13 по проспекту Дзержинского в Узде сообщают, что хотя и вселились еще в 1993 году в дом, оборудованный счетчиком, но платили по нему только первые год–два. Затем он якобы вышел из строя, и платить приходится по общему тарифу. А это значительно больше. Ремонтировать же его местное ЖКХ также не спешит. И это далеко не последнее письмо на эту тему.

Не журналистам судить о технических причинах, повлекших поломку приборов. Единственное, что мы можем в случаях, подобных описанному, так это привлечь к ним внимание местных властей. К примеру, заместитель председателя Осиповичского райисполкома И.Третяк сообщил, что после многочисленных попыток отремонтировать старый прибор в деревне Лапичи, перед Новым годом там был установлен новый счетчик. Но в народе складывается мнение, что в ряде случаев местные жэсовцы сознательно не спешат восстановить работоспособность механического учетчика тепла. Мол, его показания не учитываются. Об этом пишут нам жильцы дома N 81 по проспекту Пушкина в Могилеве и жильцы дома N 64 по улице 1–я Хасановская в Лиде. Те вообще 4 года платили за тепло, сколько скажут, пока дело не дошло до того, что в таком же соседнем доме, который обслуживает другое домоуправление, ставки оказались втрое ниже. Только тогда сами «пострадавшие» вспомнили о счетчике и настояли на том, чтобы жировки выписывали с учетом его показаний. Суммы сразу «похудели».

Может, есть какой–то глубинный смысл в том, чтобы не замечать, не чинить, а то и игнорировать объективные показания прибора? По мнению минчанина А.Киселева, эксплуатационникам просто невыгодно работать в строгих рамках. Некуда в таком случае списать убытки от бесхозяйственности. Ведь когда счетчик тепла работает, убытки на себя надо брать, а тогда и есть повод его «ремонтировать». Сначала нам это обвинение показалось голословным. Но коллективное письмо жителей дома N 17 по улице Абросимова в Осиповичах заставило призадуматься. Там счетчик учитывает все затраты тепла, включая отопление подвала и лестничной клетки. Вроде бы логично: ведь сами жильцы этим и пользуются. Да только вот трубы в доме 1968 года постройки на 80 процентов лишены теплоизоляции, а окна — стекол, пишут А.Позднякова, Т.Шамро и другие.

Этот субъективный фактор начинает объективно влиять на взаимоотношения сторон в жилищно–коммунальной сфере. «Расчет за отопление идет по счетчикам, но их можно подкрутить, на это они спецы, и доказать обман очень трудно», — это мнение читателя Глота из горпоселка Красносельский Волковысского района разделяют многие. Из письма в письмо повторяются услышанные простыми гражданами от работников жилищных служб фразы типа «ответа не получила», «мы ничего не можем поделать — таково указание министерства», «почему так — никто не может ответить». А начальник коммунальной службы одного из горпоселков Гомельской области якобы и вовсе заявил своим клиентам: счетчики тепла поставлены не для вас. Поэтому и снимает показания без участия самых заинтересованных в этом лиц. Кому нужно такое противостояние?

Комментарий заместителя министра жилищно–коммунального хозяйства Валерия Новака:

— Мы также получаем множество подобных жалоб. Это стало поводом для масштабной проверки ситуации в отрасли. Выяснилось, что в ряде районов коммунальные службы оказались недостаточно готовы к широкому использованию приборов учета отпущенного тепла. Это касается как их установки и обслуживания, так и расчетов с населением. Хотя мы провели переподготовку более полутора тысяч руководителей и ведущих специалистов жилищных служб, должного практического опыта многие из них еще не имеют. Поэтому рекомендуем районным предприятиям заключать договоры на обслуживание приборов со специализированными предприятиями, которые есть в крупных городах.

Но оказались не готовы к расчетам с помощью приборов и многие жильцы. Дело в том, что нет двух одинаковых по расходу тепла домов. Хотя по нормативному методу, применявшемуся раньше, в домах одинаковой конструкции оплата за тепловую энергию была примерно одинаковой. Приборы выявили, где реальный расход тепла больше расчетного, и там сегодня платить приходится больше. Многим это непонятно. В ход идут даже попытки «подкрутить» счетчик. В итоге он выходит из строя. Но зачастую дело не в приборе учета, а в том, что дом нуждается в утеплении.

Чтобы ускорить ремонт приборов и повысить его качество, мы развиваем собственные поверочные мощности в областных городах. Это позволит отказаться от услуг негосударственных фирм. Одновременно ужесточаем требования к ним.

К сожалению, приходится сталкиваться и с отдельными ошибками операторов, случаями невнимательности к гражданам. И это, пожалуй, главный недостаток. Между тем всем нам надо понять, что каждый должен в полной мере оплачивать коммунальные услуги — как это происходит, например, с электрической энергией. Поэтому в нынешнем году приборы учета должны быть установлены во всех домах, имеющих 20 и более квартир. Это первый этап. Второй — следует установить приборы регулирования параметров тепловой энергии, которые в режиме реального времени реагировали бы на изменение обстановки. Такие устройства уже есть примерно в 35 процентах зданий. И жалоб оттуда почти нет. Однако приборы регулирования стоят вдвое дороже, чем учета. Средств же недостает, поэтому, чтобы оснастить ими жилой фонд, понадобится около трех лет. Тогда удастся избежать ситуаций, когда энергетики отпускают в тот или иной дом больше тепла, чем требуется для его обогрева. Кстати, средства, которые жильцы платят за тепловую энергию, идут не ЖЭСам, а исключительно ее поставщикам.

Гладко было на бумаге

Нынешний отопительный сезон преподнес массу коммунальных загадок. Например, на Могилевщине нормативы расхода тепла на квадратный метр площади жилья в декабре были повышены на 6,6 процента в Осиповичском и на 89,4 процента (!) в Костюковичском районах. В Гомеле стоимость горячего водоснабжения в Железнодорожном и Советском районах различалась почти на 17 процентов. «В этом месяце (декабре. — Ред.) мне нужно заплатить за коммунальные услуги 137 тысяч рублей, — пишет в «СБ» учительница Ирина Горева из деревни Чирковичи Светлогорского района. — Только не подумайте, что у меня двухэтажный особняк, нет — двухкомнатная квартира 59 квадратных метров. Начальник КЖУП «Светочь» объясняет это тем, что оплата рассчитывается по формуле с учетом объема моей квартиры по техпаспорту. Но пятая часть этого объема — сени, т.е. подсобное неотапливаемое помещение. Чтобы не платить за отопление этих самых неотапливаемых сеней (белиберда какая–то), я, оказывается, должна переделать техпаспорт всего... за 200 тысяч рублей».

У минчанки Т.Скроб, проживающей по улице Бельского, 21а, тоже есть проблемы. Удельный расход тепловой энергии на квадратный метр площади жилья в декабре увеличился на 40 процентов. А у ее коллеги по несчастью Е.Струговщиковой, которая живет в доме по улице Калиновского, — аж на 56 процентов. Кстати, ЖРЭО Первомайского и ЖРЭО–1 Фрунзенского районов Минска с жалобами немедленно «разобрались». Директора лично ответили, что «начисление платы за потребленную тепловую энергию производится по фактическим показаниям группового прибора учета», а согласно данным гидрометеоцентра, в Минске среднесуточная температура наружного воздуха в декабре была на 0,8 градуса ниже, чем в ноябре, что и послужило причиной увеличения расхода тепла. Вот так! Получите и распишитесь. Но согласуются ли показания счетчиков со здравым смыслом?

Каждый житель многоэтажки персонально подписывает договор о техническом обслуживании дома с местным ЖЭСом, тем самым доверяя ему это непростое в общем–то дело. А что в результате? По каким–то непонятным причинам его дом вдруг начинает притягивать тепло в немыслимых количествах — на 40 — 56 процентов больше прежнего, и это не волнует ни инженеров, ни энергетиков. А как же экономия? Нашлись же специалисты, которые сразу задумались именно об этом. Скажем, директор ЖРЭО Октябрьского района Минска П.Степанов после обращения жильцов дома N 2 по улице Асаналиева, у которых также на треть (по счетчикам) выросло потребление тепла, взялся проверять работу приборов учета и анализировать их показания. Ведь приборы тоже иногда врут.

Комментарий Генерального директора концерна «Белэнерго» Сергея Белого:

— Могу заверить: в 2005 году белорусы будут с теплом и электричеством — подписаны контракты на поставки газа, электроэнергии. Что же касается коммунальных платежей, то Президент принял решение, что они не должны повышаться более чем на 4 — 5 долларов за год. Тариф на тепловую энергию для населения не менялся в течение всего прошлого года, была лишь индексация в I квартале.

В декабре по Минску мы отпустили тепла на 8,8 процента больше, чем в ноябре. Месяц был на день длиннее предыдущего (а это плюс 3,3 процента расхода тепла), холоднее на 0,8 градуса, и по просьбе коммунальников и Мингорисполкома в праздничные дни топили лучше. Кроме того, в этом году по согласованию с Межведомственной комиссией, которую возглавляет Комитет по энергоэффективности, мы на 2 градуса увеличили в целом по стране температуру отпускаемой сетевой воды, чтобы выполнить социальный стандарт по отоплению жилья.

В этом году должно завершиться оборудование жилых домов счетчиками. Наши теплоисточники обеспечены приборами учета уже давно. И все спорные вопросы коммунальников и сбытовых организаций можно будет решать более оперативно.

Мелочи жизни

Еще одна болезненная тема — качество обслуживания населения ЖЭСами. Писем об этом множество. Некоторые — очень тревожные. «Когда я вселилась в квартиру своей покойной бабушки, температура в помещении была 8 градусов. Хотя в доме центральное отопление, — пишет Наталья Полякова из г. Свислочь, — горячей воды нет, а холодная просто замерзла. Пришлось вызывать коммунальников, разогревать трубы газом. А еще в доме меняли окна. В октябре. Подоконников в этих окнах нет до сих пор. Трубы канализации от старости и отсутствия горячей воды заросли так, что отходы то и дело оказываются в умывальнике». Начиная с 2001 года пытаются решить свои коммунальные проблемы жители дома 1/1 по улице Горького станции Крулевщизна Глубокского района: «Трубы теплотрасс, идущих к нашему дому, не только не изолированы, но и проложены в самом низком месте. По ним в подвалы наших домов поступает вода, частенько она заполняет их целиком и ее приходится откачивать. Туда же стекают нечистоты из канализации. Жить здесь невыносимо, а жаловаться практически бесполезно!»

Давайте задумаемся над этим вместе. Можно сказать: «Бардак» и продолжать еще лет 10 писать жалобы во все инстанции. Но если у исполкома денег нет, а плата за техобслуживание довольно символична и несопоставима с реальными затратами на содержание жилья? Если не изменится психология жильцов и сотрудников обслуживающих организаций, если не появится в нас чувство хозяина, никакие реформы ЖКХ не спасут. Как, например, понять жителей одного из домов по ул. Народного Ополчения в Могилеве, которые жаловались на холод в квартире, не удосужившись при этом утеплить оконные рамы. Огромные теплопотери выявили специалисты Комитета госконтроля из–за недостаточного утепления подъездов, квартир и в Гродно. Так, право, нельзя.

Комментарий заместителя министра жилищно–коммунального хозяйства Валерия Новака:

— Почему работа ЖЭСов еще вызывает много нареканий? Причин несколько, в том числе субъективных. Главная задача руководителей — изменить отношение граждан к жилищно–эксплуатационным службам, исключив обоснованные претензии к нашей работе. Между тем требования сегодня к руководителям жилищных служб очень высоки. Мы провели аттестацию кадров, не все ее выдержали. Должности директоров в 23 организациях нашей отрасли сейчас вакантны. Но лишь через два года вузы начнут выпускать специалистов соответствующего профиля.

И средств у ЖЭСов остро не хватает. Плата за газ, тепловую энергию, удаление твердых бытовых отходов прямиком направляется поставщикам этих услуг. Это около 70 процентов суммы, указанной в счетах за коммунальные услуги. Половина средств, получаемых нашими организациями, идет на капитальный ремонт. И другая, которой явно недостаточно для полного осуществления технического обслуживания, — на ремонт кровель, подъездов и т.д. Разницу между тарифами для населения и реальной стоимостью технического обслуживания жилья должен восполнить местный бюджет, но делается это не везде. Поэтому и приходится привлекать жильцов, чтобы обустроить подъезд, установить домофоны.

Есть ли выход из ситуации? Более 80 процентов жилья уже приватизировано. Его собственники вправе самостоятельно объединиться, чтобы обслуживать свои дома. Имею в виду товарищества собственников. Предполагается, что со временем у населения появится выбор и оно само решит, какая организация лучше подходит для обслуживания дома — государственный ЖЭС или негосударственное предприятие.

Тепло на вес золота

Каждый киловатт–час электричества и каждая калория тепла имеют, по сути, ценность, не только обозначенную в жировке, но и национальную. Ведь львиную долю энергоносителей стране приходится завозить. Ну нет у Беларуси ни бездонных нефтяных озер, ни природного газа. Государству, реальному сектору экономики и бюджету приходится выдерживать огромные перегрузки, чтобы при этом тарифы на энергию были доступны всем, в том числе малообеспеченным гражданам. Именно благодаря государственной поддержке тепло и электричество у нас обходятся населению дешевле, чем, например, в странах Балтии.

Цель — чтобы каждый платил за то, что он использовал. Но как это сделать, спрашивает минчанин Николай Копачевский, «если ваш сосед в такой же, как у вас, квартире, имеет дополнительные батареи, то и тепло в квартире будет разное, а оплата — одинакова». Это действительно так, поскольку счетчик тепла на дом устанавливается один. Так же и с водой. «Соседу до фени, что у него текут краны, а платит за это весь дом», — считает А.Киселев из Минска.

Как бороться со всем этим? Очевидно, и государство должно сказать свое слово. Надо ведь помнить, что плата по «жировкам» у нас существенно ниже, чем в Украине, Литве, России. Это факт! Но толку не будет, если работа ЖЭСов не найдет поддержки у жильцов. А те, в свою очередь, не перейдут от сетований к делу. Для начала хотя бы, к примеру, утеплят окна и двери своих квартир, перестанут сорить в подъездах и обуздают тех, кто это делает. Не так сложно и застеклить окно на лестничной площадке. И, кажется, так считаем не только мы. Во всяком случае, на днях один из авторов этого материала обнаружил у своего подъезда крохотное объявление от лица местного ЖЭСа с приглашением к диалогу по всем волнующим граждан вопросам, в том числе оплате за тепло. Что станет следующим шагом — проведение субботника по заделке щелей или образование товарищества собственников жилья? Это покажет время. Но при взаимном доверии и контроле повторение скандального роста квартплаты, как это случилось в начале января (за декабрь), вряд ли станет возможным.


Опубликовано в «СБ». Что сделано?

Плохо работать себе дороже

В публикации «СБ» «ЖЭС–потрошитель» был высказан ряд претензий к работе Копыльского предприятия жилищно–коммунального хозяйства. Исполняющий обязанности председателя райисполкома Л.Бурак сообщил редакции, что районным исполнительным комитетом была создана комиссия по проверке этого предприятия жилкомхоза. Ее выводы рассмотрены на внеочередном заседании исполкома. За приниженный контроль за работой КУП «Копыльское ЖКХ» заместителю председателя райисполкома по жилищно–коммунальному хозяйству и строительству объявлено замечание, директору предприятия объявлен выговор, оба лишены премиальной оплаты за декабрь.

Подготовлено ходатайство об объявлении выговора начальнику Копыльского участка «Энергосбыт» за бесконтрольность использования электрической энергии в общежитии. Привлечены к ответственности должностные лица, по вине которых допущены неправильные расчеты населения за жилищно–коммунальные услуги. Произведен перерасчет платы за электроэнергию жителям общежития по ул. Замковая.


За равнодушие к людям — выговор

Статья «Жировки не краснеют?» рассмотрена в главном производственном управлении жилищного хозяйства Мингорисполкома. Начальник управления Б.Васильев сообщил редакции, что начисление платы за тепловую энергию в более 80 процентах жилых домов производится по приборам. Это исключает субъективное влияние персонала на производство расчетов. В остальных случаях потребление тепла определяется по сведениям, предоставляемым теплоснабжающими организациями. Тариф на услуги по отоплению и горячему водоснабжению для населения не изменялся и составляет 29029,9 рубля за гигакалорию.

Опыт показал, что расчеты по приборам учета требуют тщательной подготовки как в организационном плане, так и специалистов. Еще до начала отопительного сезона межведомственная комиссия рассмотрела проблемные вопросы по начислениям населению за энергоресурсы. Были разработаны и утверждены в администрациях районов нормативы расхода тепловой энергии, активизирована разъяснительная работа, проведена переподготовка специалистов, оформлена наглядная агитация. Однако письма граждан свидетельствуют, что всех недостатков избежать не удалось. При проверке опубликованных фактов выяснилось, что в отношении жильцов дома по адресу ул. Якубова, 66 была допущена ошибка работниками ЖЭСа, которые произвели начисление оплаты за тепло за октябрь — ноябрь без учета секции ЖСК, а в декабре совместно с теплоснабжающей организацией произвели доначисление платы. Пояснений по данному факту жителям дома ЖЭС–80 не было дано. К работникам, допустившим халатность, применены дисциплинарные меры. Всем обратившимся жителям даны исчерпывающие ответы. По поводу жилого дома N 39 по проспекту Ф.Скорины. В декабре потерял работоспособность прибор учета, поэтому начисления за тепло произведены по нормативу. Жильцам дома будет произведен перерасчет. Разъяснений населению по данному факту ЖЭС–34 своевременно не дал. За допущенные недостатки исполняющий обязанности директора ЖЭС лишен премиальных. Таким же образом за недостаточную разъяснительную работу по начислению платы за жилищно–коммунальные услуги наказан директор ЖЭС–59.

Завышение оплаты по дому N 25 по ул. Лынькова за декабрь произошло по ошибке бухгалтера ЖЭС и бесконтрольности главного инженера, за что они депремированы. Жильцам будет сделан перерасчет оплаты за отопление. По результатам расследования указанных фактов утверждены дополнительные мероприятия по усилению контроля и наведению порядка. ГП УЖХ Мингорисполкома «благодарит «СБ» за своевременную и объективную статью по жилищно–коммунальному обслуживанию населения и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество». Что ж, мы к этому всегда готовы!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter