Столько ли стоят жилищно-коммунальные услуги, сколько вписывается в жировки

Батареи просят рубля

Представить нашу жизнь без воды и тепла невозможно. Непросто представить себе и расходы государства на бесперебойную работу жилищно-коммунальной сферы

Представить нашу жизнь без воды и тепла невозможно. Непросто представить себе и расходы государства на бесперебойную работу жилищно-коммунальной сферы. В текущем году на ЖКХ планируется направить 16 трлн. рублей, 9 из которых — прямые бюджетные субсидии. Но всегда ли эти средства используются эффективно? Столько ли стоят жилищно-коммунальные услуги, сколько вписывается в жировки? Как отрасль будет представлена на селе и как ее оптимизация отразится на реальном секторе экономики?

Готовящийся в эти дни проект указа «О мерах по совершенствованию работы жилищно-коммунального хозяйства Беларуси», разработанный участниками рабочей группы по проблемным вопросам в сфере ЖКХ, обещает дать исчерпывающие ответы на эти и не только вопросы. Позавчера основные нормы предлагаемого проекта указа проходили одну из завершающих шлифовок на заседании Совета Министров. И вызывали немало замечаний у руководителей как территориальных, так и отраслевых органов управления. Впрочем, истина в споре и рождается. Тем более что магистральное направление жилищно-коммунального совершенствования Премьер-министр Михаил Мясникович обозначил четко и недвусмысленно:

— Надо руководствоваться тем, чтобы сделать лучше, но ни в коем случае не ухудшить ситуацию. Потому что оптимизация ЖКХ — вопрос не только экономический, но и во многом социальный.

Именно поэтому по поручению Президента была создана рабочая группа, которая с 4 февраля по 31 мая рассмотрела все аспекты функционирования организаций ЖКХ, включая около полутысячи обращений граждан по коммунально-бытовым вопросам. По итогам этой масштабной работы группой были подготовлены меры по 5 направлениям совершенствования ЖКХ. Речь идет об оптимизации госуправления и контроля в этой сфере, об улучшении финансового состояния ее организаций, сокращении затрат на предоставляемые услуги, повышении уровня финансовой и платежной дисциплины, пресечении правонарушений.

Впрочем, предложенный Минжилкоммунхозом вариант оптимизации системы управления ЖКХ — создание единой типовой структуры — однозначной поддержки Совета Министров не получил. В каждой области существует своя структура управления отраслью: в Витебской, Могилевской и Гродненской областях — это госструктуры и управления в составе облисполкомов, в Брестской, Гомельской и Минской областях — коммерческие предприятия. У председателей облисполкомов в пользу каждой из этих форм — убедительные аргументы, подкрепленные желанием не допустить резкого роста тарифов. У главы отрасли — уверенность, что предложенная унификация служит тем же целям.

Как отмечают в Комитете госконтроля, прогнозный экономический эффект от реализации выработанных рабочей группой предложений составит свыше 2,3 трлн. рублей. А с учетом того, что в среднем на одну проверенную КГК организацию жилищно-коммунальной сферы выявлено свыше 2 млрд. рублей неэффективно потраченных средств, дополнительный резерв для сокращения затрат тянет еще на триллион. Словом, от оптимизации ЖКХ должны выиграть все — и государство, и граждане. Тем замечательнее, что в преддверии холодов в поисках компромиссного варианта мы продвинулись с позиции «теплее» на стадию «горячо».

Максим ОСИПОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter