В текущем году на ЖКХ планируется направить 16 трлн. рублей, 9 из которых — прямые бюджетные субсидии

Батареи просят рубля

В текущем году на ЖКХ планируется направить 16 трлн. рублей, 9 из которых — прямые бюджетные субсидии. Но всегда ли эти средства используются эффективно? Столько ли стоят жилищно-коммунальные услуги, сколько вписывается в жировки?

Готовящийся в эти дни проект указа «О мерах по совершенствованию работы жилищно-коммунального хозяйства Беларуси», разработанный участниками рабочей группы по проблемным вопросам в сфере ЖКХ, обещает дать исчерпывающие ответы на эти и не только вопросы. Вчера основные нормы предлагаемого проекта указа проходили одну из завершающих шлифовок на заседании Совета Министров. И вызывали немало замечаний у руководителей как территориальных, так и отраслевых органов управления. Впрочем, истина в споре и рождается. Тем более что магистральное направление жилищно-коммунального совершенствования Премьер-министр Михаил Мясникович обозначил четко и недвусмысленно:

— Надо руководствоваться тем, чтобы сделать лучше, но ни в коем случае не ухудшить ситуацию. Потому что оптимизация ЖКХ — вопрос не только экономический, но и во многом социальный.

Именно поэтому по поручению Президента была создана рабочая группа, которая с 4 февраля по 31 мая рассмотрела все аспекты функционирования организаций ЖКХ, включая около полутысячи обращений граждан по коммунально-бытовым вопросам. По итогам этой масштабной работы группой были подготовлены меры по 5 направлениям совершенствования ЖКХ. 

Впрочем, предложенный Минжилкомхозом вариант оптимизации системы управления ЖКХ — создание единой типовой структуры — однозначной поддержки Совета Министров не получил. Сегодня в каждой области существует своя структура управления отраслью: в Витебской, Могилевской и Гродненской областях — это госструктуры и управления в составе облисполкомов, в Брестской, Гомельской и Минской областях — коммерческие предприятия. У губернаторов в пользу каждой из этих форм - убедительные аргументы, подкрепленные желанием не допустить резкого роста тарифов. У главы отрасли — уверенность, что предложенная унификация служит тем же целям.

Как отмечают в Комитете госконтроля, прогнозный экономический эффект от реализации выработанных рабочей группой предложений составит свыше 2,3 трлн. рублей. А с учетом того, что в среднем на одну проверенную КГК организацию жилищно-коммунальной сферы выявлено свыше 2 млрд. рублей неэффективно потраченных средств, дополнительный резерв для сокращения затрат тянет еще на триллион. Словом, от оптимизации ЖКХ должны выиграть все — и государство, и граждане. 

По итогам заседания Премьер-министр поручил в течение двух недель учесть все прозвучавшие замечания и четко прописать ответственность потребителей ЖКУ, после чего проект указа поступит на рассмотрение Президента. 

Максим ОСИПОВ
osipov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter