Бастуют все!

До начала чемпионата мира по футболу осталось 56 дней
До начала чемпионата мира по футболу осталось 56 дней

До чего же трудно отделить футбол от политики! Рядышком они идут по жизни, чего уж там. В 1938 году Бенито Муссолини использовал любимую игру для пропаганды своего режима. Радостные итальянцы ответили на инициативу дуче победой. Спустя 40 лет история повторилась едва ли не в точности. Однако пока аргентинский генерал Хорхе Видела под восторженные крики еще только собирается открыть 11–й чемпионат, мы с вами имеем возможность оглянуться чуть–чуть назад.

В августе 1976 года на тренировочной базе киевского «Динамо» в Конча–Заспе футболисты забаррикадировали двери и потребовали отставки тренеров. Как в плохой комедии, когда жена изгоняет проштрафившегося мужа, главные герои отпускали с балкона реплики в адрес Валерия Лобановского и Олега Базилевича: «Убирайтесь!», «Чтоб мы вас тут больше не видели!», «Жулье!» Последнее обвинение стоит признать особенно экспрессивным, ибо за ним следует видеть не воровство, а обыкновенное стремление свалить свою вину на другого.

Отправной точкой событий в киевском «Динамо» стала монреальская Олимпиада, когда сборная СССР, составленная почти полностью из игроков украинской команды, заняла не первое, как обещалось, а всего лишь третье место. Вину за неудачу тренеры попробовали свалить на футболистов — из «Динамо» были отчислены несколько игроков. Кто ж знал тогда, что оставшиеся молчать не станут и высыпят на балкон?! Даже Блохин и тот говорил, что Лобановский и особенно Базилевич (с его–то длинным язычком!) не считались с интересами футболистов, грубо говоря, воспринимали тех как подопытных лошадей, которых следует загружать тренировочной работой. Добегались до того, что в Монреале многим уже не хотелось смотреть на мяч...

Метаморфозы, происходившие в советском футболе середины 70–х, объяснить с наскока непросто. В 1972 году сборная СССР была второй на чемпионате Европы, в 1975–м киевляне брали Кубок кубков. Однако вершины эти соседствуют в исторической хронике с очевидными провалами. Монреаль стал лишь зеркалом, объясняющим многое, но отнюдь не все. Как развивать игру, не понимали прежде всего наверху. Политико–футбольные экспромты 1973 года (см. «Соус Чили») в 1976–м (когда стало ясно, что сборная СССР не попала в финал очередного континентального первенства) логично вылились в стремление обязательно выиграть Олимпиаду. В угоду этому чемпионат, как бублик, разломили на две части. Не помогло. Шарахания из стороны в сторону продолжились, и сегодня мы с вами как исследователи можем лишь констатировать две вещи:

1. В период с 1972 по 1977 год сборной страны руководили шесть разных тренеров (!).

2. Из тех игроков, что начинали отборочный турнир к чемпионату мира 1974 года, в решающих матчах отборочного турнира следующего мирового первенства принял участие один Блохин. Ничего себе смена поколений!

Впрочем, на развитие мирового футбола Советский Союз повлиять все–таки смог. Точнее, смог повлиять на это наш арбитр Павел Казаков. В игре «заклятых» друзей–бельгийцев и голландцев в решающий момент он усмотрел офсайд у игрока сборной Бельгии Ламбера, не засчитал гол и тем самым явил всей планете великолепных голландцев и их «оранжевую симфонию» — тотальный футбол.

Йохан Кройф, мозг той великой команды:

«Хороший мастер владеет мячом в среднем от 5 до 7 минут. По тому, как он распоряжается оставшимися 83 или 85 минутами, можно судить о его истинном классе. Современный футбол по сути своей — футбол опережения и предвосхищения. Быстро ставьте перед соперником трудные задачи своими перемещениями, после того как отдали мяч. Принимайте решения на ходу, стараясь довести игровую идею до конца. Отвлекайте вратаря и держите его в напряжении, вызывайте неразбериху в обороне соперника, отвлекайте защитников ложными маневрами – словом, влияйте своим авторитетом на ход поединка».

Ах, голландцы! Тотальный футбол, или, как его еще называли, «организованный хаос», вообще–то, как и этот материал, начался с забастовки. Амстердамцы из «Аякса» никак не могли поладить с роттердамцами из «Фейеноорда». Компромисс искали во многих местах, в том числе и в баре. Когда искомое было найдено, обнаружилось новое препятствие в лице «Королевского футбольного союза». Игроки обвинили чиновников в нарушении соглашений о выплате премиальных. Чиновники не стерпели и поменяли футболистам тренера — вместо чеха Фадрхонца, превратившегося в ходатая, назначили прозванного «генералом» своего Михелса. Но голландцы не считались бы самой свободолюбивой нацией в Европе, если бы и с «генералом» вели себя как–то иначе. Уже в Западной Германии, где их игрой не восхищался только ленивый («И как это Кройф оказывается везде, если ходит по полю пешком?!»), они учинили новый скандал. Опять речь зашла о премиальных. Один голландский банк обещал выплачивать по 5 тысяч гульденов за каждый мяч, забитый «оранжевыми» на турнире. К финалу Кройф и его партнеры забили 14 раз, при этом ни разу не позволили соперникам поразить свои ворота. А вот сами себе забили, а потом еще набрались наглости требовать за «автогол» гульдены. Вы не поверите: незадолго до финала они убедили банкира!

Возвращаясь к событиям того дня, сегодня принято говорить, что поражение голландцев лишило их чемпионства, но оно же превратило их в легенду. Думали ли «оранжевые» об этом тогда, когда Кройф издевательски легко ушел от опекавшего его «бульдога» по фамилии Фогтс, а поспешивший на подмогу товарищу Хенесс свалил голландца в штрафной? Йохан второй — Неескенс — с 11 метров был точен, и только потом все поняли, что будущие чемпионы мира — немцы — впервые коснулись мяча лишь после гола. Так вот, я думаю, что голландцы тогда еще больше думали о победе, чем перед первым свистком британского арбитра Тэйлора. Они уговаривали себя в ее неизбежности, но неизбежность их и приговорила. В исполнение приговор привел Герд Мюллер, тот самый «киллер», что в 1972–м в финале европервенства «добил» советскую сборную.

Через четыре года голландцы остались без Михелса, но самое главное — без Кройфа. С его помощью команда пробилась на чемпионат мира в Аргентину, а потом он как–то странно отказался ехать. Историки так и не привели внятного объяснения причин такого поступка. Некоторые «акулы пера» разве что смогли вспомнить скандал, который закатила жена Кройфа, когда прочитала в газетах о том, как развлекались игроки голландской сборной накануне чемпионата мира в Германии. Вы тоже спросите как? А просто. В бассейне с голыми девками.

Любопытно, но могло статься и так, что Кройфу не было бы никакой нужды ехать в Аргентину. В 1976 году в этой стране произошел военный переворот, бесследно исчезли тысячи людей. Погиб и председатель оргкомитета чемпионата мира Омар Актис, правда, убили его противники хунты. Следя за сообщениями из Буэнос–Айреса, в ФИФА задумались о переносе первенства в Бельгию или Голландию, однако потом все–таки приняли гарантии безопасности, полученные от нового правителя Аргентины генерала Виделы...

В Париже движение противников чемпионата возглавляла знаменитая Симона Синьоре. При ее непосредственном участии сборной Франции собрали в дорогу символический список — он включал в себя 22 фамилии пропавших без вести, по одному пропавшему на одного футболиста. Однако по прилете в Южную Америку всех захватил дух мундиаля. Все улыбались, чтобы там ни говорили, а из воздуха еще не исчез аромат духов Евы Перон. Это не я сказал, это Платини.

Раз уж мы завели разговор о забастовках — продолжим. В книге «Жизнь как матч» Мишель Платини поведал, что французская команда начала аргентинское первенство с «забастовки кисточек»: недовольные скупыми отчислениями, игроки отказались наносить на форму три адидасовские полоски. Потом был матч с Италией, где Лякомб забил на первой минуте, но французы все равно проиграли. Судьбу Платини и его товарищей решала игра с аргентинцами — Симона Синьоре подтвердила бы, что это место в кино обычно называют моментом истины. На бульваре Капуцинок спешно стряпали сценарий, как на футбольном поле французы останавливают зарвавшуюся хунту, вот только в жизни все вышло иначе. В общем, Трезор упал, ударился рукой о мяч, судья разрешил продолжить игру, аргентинцы запротестовали, судья побежал к боковому, посовещался, назначил пенальти, а Пассарелла забил...

Аргентинцам повезет еще дважды. В решающем матче второго этапа лишенная мотивации (или, наоборот, чересчур мотивированная?) команда Перу рассыпется перед хозяевами чемпионата (0:6) и они в итоге обойдут бразильцев по разнице мячей. А на последней минуте финала при счете 1:1 голландец Питер Ренсенбринк попадет в штангу — выбившемуся в национальные герои Марио Кемпесу в дополнительное время останется только воздеть руки к небу.

Аргентина — чемпион! Генерал Видела как открыл чемпионат, так его и закрыл...

Соус Чили

«Международная федерация футбола (ФИФА) сообщила, что отборочный матч чемпионата мира по футболу между сборными командами СССР и Чили назначен на 21 ноября 1973 года в Сантьяго (Чили).

Как известно, в результате фашистского переворота и свержения законного правительства Народного единства в Чили царит обстановка кровавого террора и репрессий, отменены конституционные гарантии, ведется разнузданная провокационная кампания против социалистических стран и всех демократических сил, нагнетаются антисоветские настроения, допущены факты произвола и насилия в отношении советских граждан, находившихся в Чили.

Национальный стадион, на котором намечается проведение футбольного матча, превращен военной хунтой в концентрационный лагерь, арену пыток и казни патриотов чилийского народа. На трибунах и в помещении стадиона содержатся тысячи ни в чем не повинных людей. Среди узников стадиона–тюрьмы много иностранцев, в том числе и кубинские тренеры, приехавшие в Чили для передачи опыта по приглашению чилийских спортивных организаций.

Федерация футбола СССР обратилась в Международную федерацию футбола с предложением провести указанный матч в третьей стране, так как на стадионе, обагренном кровью патриотов чилийского народа, по моральным соображениям не могут в настоящее время выступать советские спортсмены.

Однако ФИФА не посчиталась с известными всему миру чудовищными преступлениями, творимыми военной хунтой, и, основываясь на заверениях самозванного министра обороны Чили, заявила, что нет никаких препятствий для проведения отборочного матча в Сантьяго».

В общем–то из фрагмента заявления федерации футбола СССР вам и так должно быть все понятно. Позволю себе лишь несколько дополнений. 11 сентября вляпалось в историю гораздо раньше атаки на нью–йоркские небоскребы. В этот день в 1973 году чилийский генерал Пиночет сверг демократически избранного президента Сальвадора Альенде. И вот надо же было такому случиться, что футбольная сборная СССР для того, чтобы поехать на чемпионат мира в ФРГ, обязана была провести стыковые матчи именно с чилийской сборной. Первая игра в Москве завершилась нулевой ничьей. А через два месяца в Чили наши не поехали. 21 ноября 1973 года на поле обагренного кровью стадиона в Сантьяго вышли одни хозяева. За спектаклем наблюдали 30 тысяч зрителей. Судья дал свисток, чилийцы довели мяч до ворот, и капитан команды Карлос Кассели забил гол. Еще один свисток — и игра была окончена. Так сборная СССР впервые за годы участия в мировых чемпионатах не попала в финальную стадию.

Извините за сослагательное наклонение, но вопрос в связи с этим у меня только один: собирались ли в федерации футбола СССР писать заявления по поводу преступлений аргентинского режима? Впрочем, чего уж там, политические демарши не понадобились. В отборочном турнире следующего первенства мы просто уступили венграм.

10-й чемпионат мира. Финал

Голландия — ФРГ — 1:2 (1:2)

Голы: Неескенс, 2, с пенальти (1:0), Брайтнер, 25, с пенальти (1:1), Мюллер, 43 (1:2).

Голландия: Йонгблуд, Суурбир, Рейсберген (Де Йонг, 68), Хаан, Крол, Янсен, Неескенс, Ван Ханегем, Реп, Кройф (к), Ренсенбринк (Р.Ван де Керкхоф, 46).

ФРГ: Майер, Фогтс, Брайтнер, Шварценбек, Беккенбауэр (к), Бонхоф, Хенесс, Хельценбайн, Мюллер, Оверат, Грабовски.

Предупреждения: Фогтс (3), Ван Ханегем (22), Неескенс (39), Круифф (45).

Судья: Дж.Тэйлор (Англия).

7 июля. Мюнхен. «Олимпиаштадион». 75.200 зрителей.

Невероятное — очевидное

Сборная ФРГ проиграла в 1974 году один матч. Но это поражение едва не вылилось в политический скандал — западные немцы проиграли восточным. Францу Беккенбауэру пришлось даже выступить со специальным заявлением, дабы успокоить болельщиков.

«Темная лошадка» Эммануэль Санон из сборной Гаити в 1974–м прервал рекордную 1.142–минутную «сухую» серию знаменитого итальянского вратаря Дино Дзоффа. За это еще один диктатор Жан Клод Дювалье премировал его автомобилем. Позже, правда, нападающий сгинул в застенках режима.

Герой чемпионата мира–78 Марио Кемпес был единственным аргентинским футболистом, выступавшим за рубежом. Согласитесь, сегодня, когда сборная Аргентины состоит большей частью из легионеров, представить обратное непросто.

Карлос Кассели из сборной Чили (тот самый — см. «Соус Чили») в 1974–м стал первым футболистом, удаленным в матче финальной стадии чемпионата мира.

Несмотря на неудачу в финальном матче 1978 года, голландец Питер Ренсенбринк вошел в историю. Он — автор 1.000–го гола на мировых первенствах. Знаменательное событие произошло 11 июня в матче со сборной Шотландии.

Совсем скоро Йохан Неескенс начнет помогать Гусу Хиддинку в работе со сборной России.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter