Бастион над Неманом

В Любчанский замок возвращаются старинные кирпичи

В Любчанский замок возвращаются старинные кирпичи 

Именно в Любче был построен первый на территории Великого княжества Литовского костел, в котором крестили новогрудского князя Миндовга. Последние исследования исторических документов выявили и примерную дату первого упоминания Любчи — 1241 год. Согласитесь, неплохо для нынешнего неприметного поселка в Новогрудском районе. А неприметность его пока явно не преувеличена. Любча заслуживает гораздо большего внимания. 

Чего стоит хотя бы средневековый замок на высоком берегу батюшки-Немана! Это один из последних памятников традиционного замкового строительства в Беларуси. Идея его возведения принадлежала подчашему Великого княжества Литовского, старосте жмудскому, каштеляну виленскому и воеводе брестскому Яну Кишке — одному из самых известных и влиятельных сторонников радикального протестантского арианского движения. 

При жизни Яна Кишки была отстроена въездная башня-брама и начато возведение второй башни. По случайному, а может и нет, стечению обстоятельств именно эти, самые старые, постройки крепости сохранились до сих пор. Во время сбора экспонатов для местного краеведческого музея в 1964 году на чердаке главной башни школьниками был найден бронзовый флюгер с изображением гербов Любчи и Кишки. Воображение дорисовывает на нем и дату — 1581 год… 

Закончил же строительство Любчанского замка талантливый полководец, хорошо разбиравшийся в фортификационном искусстве, гетман Крыштоф Радзивилл. Возведение в Любче мощной крепости повлияло на герб местечка, на котором с 22 ноября 1644 года вместо подков с тремя крестами и двумя лососями были изображены замковые ворота с боковыми башнями, а также закованный в латы рыцарь с мечом. 

Редко какая война обходила стороной Любчанский бастион, и уже в 1655 году, когда многочисленный отряд запорожских казаков под командованием гетмана Ивана Золоторенко переправился через Неман и приступом взял замок, от него остались лишь руины двух башен. Главная из них являлась мощнейшим фортификационным сооружением и имела 4 огневых уровня. На первом из них, по бокам от ворот, в толще стен были прорезаны 8 бойниц для мушкетов. На втором и третьем уровнях располагалось до 20 артиллерийских орудий небольшого калибра. На четвертом, под самой крышей, было еще 16 мушкетных бойниц. Соответственно, огонь мог вестись во все стороны, что позволяло защитникам башни обороняться даже после прорыва неприятеля в замок, но, как видим, даже это не помогло его удержать. 

Казаками была также разграблена типография — еще одна достопримечательность Любчи того времени. В ней с 1612 года было издано более 50 религиозных и светских книг на польском и латинском языках, в том числе литература по истории, поэзии, астрономии, медицине. Напечатанные в любчанской типографии фолианты до сих пор хранятся в музеях Кракова, Варшавы, Вильнюса. Но ни одного из них нет в Любче… 

Отомстить же захватчикам виленский воевода и великий гетман литовский Януш Ра­дзивилл — в то время хозяин Любчи — не успел: от греха подальше царские власти «заказали» его наемным убийцам. 

Отошедшая после известных событий к генералу королевской гвардии Богуславу Ра­дзивиллу Любча постепенно возродилась. В частности, были восстановлены две башни бывшего бастиона. В таком виде замок и просуществовал до 1860-х годов, когда к нему приложили руки очередные хозяева местечка — представители прибалтийского дворянского рода Фальц-Фейнов. Владения их были разбросаны по всей Российской империи, а общеевропейскую известность имело поместье Аскания-Нова недалеко от Херсона, в советское время получившее статус государственного заповедника. 

В Любче Фальц-Фейны устроили одну из своих основных загородных резиденций. Главной новостройкой стал белокаменный дворец в стиле английской неоготики. Последующие военные лихолетья пощадили его и сохранили до наших дней. Правда, существенно изменилось назначение дворца: сначала он был первой Любчанской школой, а теперь здесь располагается учебно-производственный комбинат. 

А вот назначение фальцфейновской пристройки к въездной башне — павильона для гостей в неоготическом стиле, возведенного на фундаменте разрушенных стен средневекового замка, — осталось прежним — до сих пор в ней живут люди. На первом этаже здания по адресу: Парковая, 38 обосновались 5 семей. Необычно смотрится на старинной стене один из атрибутов современной цивилизации — спутниковая антенна. На втором же ярусе павильона время от времени «гостят» волонтеры. И, нужно отметить, не зря. 

Ровно через 5 лет со времени моего прошлого приезда, подходя к стенам Любчанского замка, я был приятно удивлен произошедшими здесь переменами. Чтобы осмотреть башни вокруг, теперь не нужно было продираться через бурелом на замковом холме, исчез, пардон, деревенский туалет-«скворечник», на обеих дверях которого почему-то были написаны буквы «М». Но самое главное — вторая уцелевшая башня вновь обрела крышу над головой, причем сильно напоминающую средневековую — отделанную черепицей и увенчанную флюгером… 

О необходимости реставрации Любчанского замка речь заходила уже давно. Лет 20 назад такую попытку предпринял бывший ученик местной школы Николай Скребец. Под его руководством был разработан проект создания на базе развалин крепости профилактория для рабочих завода «Лидсельмаш». Подготовили документацию, сделали макет… и на этом все закончилось. Пока, наконец, еще один из учеников Любчанской средней школы Иван Печинский, ныне столичный предприниматель, не решил проявить личную инициативу. Его стараниями была проделана работа, которую Департамент по охране историко-культурного наследия и реставрации назвал «первоочередной и противоаварийной». 

Продвинуться дальше получается со скрипом, хотя студенты-волонтеры в Любчу наведываются ежегодно. Их стараниями из разрушенной с приходом советской власти тюрьмы в деревне Негневичи, что расположена в десятке километров, в замок «переселяются» старинные кирпичи. Интересно, что согласно преданиям негневичский застенок в свое время был отстроен как раз на остатках разрушенных замков — Любчанского и Новогрудского. Получается, что средневековые кирпичи возвращаются на свое прежнее место. 

Интерес к работам по восстановлению замка подогревается появляющимися то и дело свежими легендами. Например, однажды ночью на замковом холме на месте выкорчеванных пней и кустов начала четко просматриваться дорожка из зеленых огоньков, ведущая к Неману. Прагматики объясняют это явление росшими под пнями грибами-гнилушками. Романтики верят, что светящаяся тропинка указывает на место, где закопан клад, и наблюдают ее каждый год. Сокровищ, правда, пока не нашли, но другие находки попадаются регулярно. 

Чтобы с ними ознакомиться, стоит заглянуть в местный краеведческий музей. Изначально он располагался в главной башне Любчанского замка, но уже давно переселился в новое здание школы. Здесь вы найдете уже упомянутый мной старинный бронзовый флюгер (правда, при странных обстоятельствах с него исчезли изображения лососей на гербе), остатки различной средневековой утвари, военные экспонаты всех времен и много другого. Директор музея Михаил Карпович, наиболее активный краевед этого края, может вам даже исполнить гимн Любчи собственного сочинения, ведь у такого интересного местечка непременно должен быть свой гимн. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter