Басня о бесплатном сыре

Если вам говорят, что дело не в деньгах, а в принципе, — значит, дело в деньгах. Эту аксиому вывел американский карикатурист Фрэнк Хоббарт за годы художественного исследования власти...

Если вам говорят, что дело не в деньгах, а в принципе, — значит, дело в деньгах. Эту аксиому вывел американский карикатурист Фрэнк Хоббарт за годы художественного исследования власти... Как принимаются решения в сегодняшней мировой политике, что и кто за ними стоит? Считать, что сегодня избранные правительства единолично вершат судьбы мира, — это значит упрощать реальность. На самом деле центров влияния гораздо больше. К примеру, СМИ называют четвертой властью, и события в Ливии наглядно продемонстрировали, что телевизионная картинка может серьезно повлиять на действия политиков. Николя Саркози не оставалось ничего другого, как объявить войну Муамару Каддафи после всех этих панических репортажей французских журналистов о неких расправах над мирными жителями. В мощную силу в последние десятилетия превратилось глобальное правозащитное движение.


Сеть различных фондов, центров, бюро и комитетов с благородными целями, прописанными в уставах, опутывает сегодня весь земной шар. Поскольку на голодный желудок не работают даже правозащитники, у них есть спонсоры, наличие которых позволяет утверждать, что независимость всех этих структур — понятие довольно условное.


Кто эти таинственные агенты влияния?


Теория шести рукопожатий гласит, что от любого человека на земле до американского президента всего шесть рукопожатий между знакомыми людьми. Между всеми правозащитными организациями в мире и правительствами западных государств «рукопожатий» и того меньше — нет нужды выстраивать какие–то сложные цепочки, связи достаточно прямолинейные. Статья расходов так и называется: «На демократию».


Демократия — это лучшее, что может быть. Но не тогда, когда одно государство пытается навязать ее другому. Известный американский эксперт, автор книги «Продвижение полиархии», Уильям Робинсон говорит: «По всему миру Америка насадила различные механизмы внедрения в гражданское общество стран, в которые будет осуществляться вмешательство».


Профессиональные борцы за справедливость, хотя они критикуют и американское правительство, например, за Гуантанамо, тем не менее демонстрируют хорошие знания геополитики. Примечательно, как зачастили в последнее время в Минск профессиональные борцы за права человека из Москвы.


Неужели им нет работы в большой России? Вопрос, как говорится, риторический. Однако Кремль в его нынешнем виде вполне устраивает зарубежных грантодателей. Наследники Горчакова и Громыко молча соглашаются со всеми ключевыми западными инициативами (вспомним резолюцию ООН по Ливии), в экономическом плане роль России как сырьевого донора также, по большому счету, удобна всем. Минск же отказался играть по этим правилам. Вот и побежали неравнодушные москвичи на Белорусский вокзал, бросив в чемодан Декларацию прав человека.


У «Репортеров без границ» есть свои границы


Возьмем, к примеру, «Репортеров без границ». Это влиятельная международная неправительственная организация. Если мы зайдем на сайт «Репортеров», чтобы поискать, кто же стоит за этими самопровозглашенными судьями, то мы ничего там не найдем. Там нет даже состава совета директоров, не говоря уже о списке финансовых спонсоров, отмечает американское интернет–издание Online Journal.


После многолетних усилий по сокрытию источников финансирования генеральный секретарь «Репортеров без границ» Робер Менар признался, что бюджет организации пополняется в основном за счет «американских организаций, тесно связанных с внешней политикой США».


В число доноров входит Национальный фонд за демократию американского конгресса. В своей книге «Влияние во всем спектре: тоталитарная демократия в новом мировом порядке» Уильям Энгдаль подробно написал о том, что фонд этот был создан конгрессом США во времена администрации Рейгана по инициативе тогдашнего директора ЦРУ Билла Кейси, чтобы стать преемником тайных программ ЦРУ по воздействию на гражданское общество. Эти программы были разоблачены в середине 70–х годов.


Несколько лет спустя Аллен Вайнштейн, составлявший проект закона о создании Национального фонда за демократию, признался: «Многое из того, что мы делаем сегодня, 25 лет тому назад тайно делало ЦРУ».


Тайное, которое не всегда становится явным


Наверное, организация, выполняющая функции судьи по вопросам свободы мировой прессы, сама должна более открыто и откровенно говорить о том, кто ее поддерживает и финансирует. Иначе возникнет мысль о том, что ей есть что скрывать...


По странному стечению обстоятельств среди руководителей различных фондов по продвижению демократии оказываются офицеры западных спецслужб. Хотя, может, это и не так уж странно... Сразу вспоминается ветеран немецкой разведки немец Ханс–Георг Вик, развернувший в Минске активную деятельность от имени ОБСЕ. Другой пример такой двусмысленности подают супруги Брюс Джексон и Ирина Красовская. Она — бывшая супруга исчезнувшего белорусского бизнесмена. Он — бывший сотрудник военной разведки, который сейчас занимает пост президента неправительственной организации «Проект переходных демократий». Беларусь — в объективе этой НПО...


Граждане всех стран, объединяйтесь!


В конечном итоге гражданское общество должно выкристаллизоваться само, без помощи извне, иначе это уже не гражданское общество, а набор организаций с целями, которые не понятно кто определяет. В худшем варианте — вообще «пятая колонна», о существовании которой объявил франкистский генерал Эмилио Мола во время осады республиканского Мадрида.


Директор российского Института проблем глобализации Михаил Делягин по этому поводу говорит: «Около 10 лет мы живем под аккомпанемент заклинаний о гражданском обществе, становление которого обеспечит–де нам наконец жизнь, как в фешенебельных странах Запада. Мы готовы признать гражданским обществом совокупность филателистов, кактусоводов и благотворителей — разумеется, под присмотром политологов в штатском. В крайнем случае мы понимаем под гражданским обществом профессиональных правозащитников, защищающих лишь «социально близкую» им сторону, и грантополучателей, отрабатывающих средства самых разных государств — вплоть до российского. Но гражданское общество — не абстракция, но самоорганизация людей для защиты от любых угроз: от бюрократии до преступности и собственной дури». Это можно сказать о любом государстве.


Василий КАПЦЕВИЧ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter