Куклы, современный и классический балет, драма и пластика – «Белая Вежа» удивила разнообразием

Башня талантов

«Белая Вежа» объединила театралов СНГ под знаменами хорошего вкуса

Нынче XXV Международный театральный фестиваль «Белая Вежа» прошел в Бресте на аншлагах — сказалось «голодание» прошлого года, когда он не состоялся из-за ковида. Мероприятия проходили на четырех площадках — в большом и малом залах Брестского академического театра драмы, во Дворце культуры профсоюзов и в Брестском театре кукол. 22 спектакля из семи стран — серьезное «меню»!

«Шлюб з ветрам».
rtbd.by

Они стали лучшими

Лучшим спектаклем экспертный совет форума назвал в этом году постановку Республиканского театра белорусской драматургии «Шлюб з ветрам» режиссера Евгения Корняга. Лучший актерский ансамбль подарил ереванский спектакль «Гардения». Дмитрий Чуйков стал исполнителем лучшей мужской роли (за создание образа доктора Полякова в спектакле Евгения Корняга «Записки юного врача» Белорусского государственного театра кукол). Лучшей актрисой названа Ирина Лебсак за роль в «Осенней сонате» Национального академического театра русской драмы из Алматы.

Специальных дипломов фестиваля удостоены тбилисский спектакль «А.Л.Ж.И.Р.», народная артистка Таджикистана Сайром Исоева и коллектив Государственного академического театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева. Вне конкурсной программы с успехом показал легендарную «Павлинку» Купаловский театр.

Пощекотали нервы

Вообще, белорусские театры в этом году стали полноправными участниками форума. Так, на сцене Брестского театра кукол состоялся показ хоррора «Вий» Полесского драматического театра (Пинск). Его поставил Павел Маринич по пьесе Нины Садур, которую она написала по мотивам одноименной повести Николая Васильевича Гоголя.

Зрелищный, визуально эффектный и насыщенный спектакль, премьера которого состоялась в марте прошлого года, радует сильными актерскими работами, здоровым юмором и изобретательной режиссурой. Пинский театр безбоязненно вступил в мистическое поле Гоголя и не прогадал. Сохранив аутентичные гоголевские интонации и исторический антураж, актеры органично перевоплотились в гоголевских персонажей, оставаясь при этом удивительно современными и живыми персонажами. Несмотря на то что «Вий» все время щекочет зрительские нервы, в нем есть и смешные эпизоды.

Кстати, этот спектакль, как и «Записки юного врача» театра кукол, включен в программу Национальной театральной премии Беларуси.

Премьерный спектакль Брестского академического театра драмы «День Б.» тоже заставил поразмышлять. Моноспектакль на троих по пьесе молодого российского драматурга Дарьи Кривошеевой, пишущей под псевдонимом Даша Че, поставил белорусский режиссер Денис Федоров. Главная героиня — наша молодая соотечественница, эмигрировавшая в США, которая сталкивается с проблемой социальной и культурной адаптации. Пресловутая американская мечта оборачивается изоляцией, чувством одиночества и паническими атаками. Историю героини рассказали три талантливые актрисы разных возрастов — Анна Стасюк, Татьяна Строк и Алла Омесь.

Ковальчик успеха

Михаил Ковальчик.
musicaltheatre.by

Не обошлось на фестивале без памятных дат и чествований. В частности, после показа спектакля «Свадьба в стиле ретро» Белорусского государственного академического музыкального театра на «Белой Веже» состоялось чествование постановщика, главного режиссера коллектива, заслуженного деятеля искусств России Михаила Ковальчика. Ровно 50 лет назад, в сентябре 1971 года, выпускник Белорусского государственного театрально-художественного института приступил к выполнению обязанностей режиссера-постановщика Брестского областного драматического театра. Именно в Бресте началась долгая и насыщенная творческая жизнь режиссера многих известных постановок в Беларуси и России. Михаил Ковальчик подарил брестскому коллективу уникальную книгу «Наталия Гайда. Примадонна: штрихи к портрету». Кстати, народная артистка Беларуси Наталия Гайда тоже стала гостьей «Белой Вежи» — она сыграла одну из главных ролей в спектакле «Свадьба в стиле ретро».

— Брестский театр для меня — родной, — говорит Михаил Ковальчик. — На этой сцене началась моя профессиональная деятельность. И то, что сегодня мы можем видеть на этом фестивале лучшие спектакли из России, Беларуси, Грузии, Молдовы и других стран, — просто фантастика и огромное творческое счастье.

— Меняется ли, на ваш взгляд, «Белая Вежа»?

— Фестиваль не может не меняться, потому что меняется сам театральный язык, зритель, скорость восприятия. Появилось больше динамики как в нашей жизни, так и в спектаклях. Я лично не мог пропустить «А.Л.Ж.И.Р.» Тбилисского русского театра имени Грибоедова в постановке Автандила Варсимашвили. Это мой фаворит. Считаю, что у Варсимашвили получилось серьезное и масштабное историческое высказывание. Я рад, что, несмотря на все проблемы и ограничения, мы имеем возможность смотреть лучшие спектакли стран СНГ у себя в Беларуси, гостеприимной и открытой стране.

В ТЕМУ

В этом году «Белая Вежа» отмечала не только свой юбилей — форум посвятили 30-летию Содружества Независимых Государств и Году народного единства, а проводился он при содействии Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества. Тема единого культурного пространства незримо присутствовала на сцене и в кулуарах. Фестиваль продемонстрировал, как важно не терять наработанные творческие связи, уметь слышать и слушать друг друга.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter