Барыши и крестьянки

Гламур добрался и до провинции. Но наводить красоту сельчанки по–прежнему вынуждены... в городах. Почему?
Гламур добрался и до провинции. Но наводить красоту сельчанки по–прежнему вынуждены... в городах. Почему?

...В пятницу вечером в могилевской парикмахерской было оживленно, к выходным дамам хотелось быть привлекательными. Две поздние клиентки с большими сумками робко подошли к очереди, взмолились: «Девчонки, миленькие, пропустите стрижки сделать, на дизель опаздываем!» «А что, в вашем городе парикмахерских нет?» — удивились «девчонки». «Да есть, — запричитали просительницы. — Только так, как здесь, в нашем райцентре не стригут».

Лет 20 назад деревенских жителей от городских можно было отличить за версту. Сельские мужички даже в июльскую жару приезжали в город в начищенных до блеска сапогах, в темных полосатых рубашках да невзрачных пиджачках с коротковатыми рукавами, их сопровождали жены в длинных бесформенных юбках до пят, в пестрых ситцевых косынках, с корзинами в руках. А вот нынче никто не возьмется точно определить, где житель столицы, а где — приезжий из глубинки. Но знали бы горожане, сколько усилий приходится приложить некоторым провинциалам, чтобы соответствовать современному дресс–коду!

В Быхове, например, нет солярия, в местных салонах красоты не наращивают ногти и не делают антицеллюлитный массаж. В Чаусах и Глуске солярия тоже нет. В иных райцентрах косметологи не слыхали о перманентном макияже, а о деревенских домах быта и говорить не приходится. Там до сих пор есть мастера, которые много лет назад выучились двум стрижкам, «женской» и «мужской», так до сих пор и работают.

Между тем провинциалки тоже видят и гламурные журналы, и телесериалы с нарядными героями, и рекламки с разнообразными предложениями. Понятно, модницы в курсе новых тенденций, а за «красотой» ездят за десятки километров. Вот, кстати, одна из причин того, что молодежь не хочет жить в деревне.

...В конце 80–х Быховский комбинат бытовых услуг был самым прибыльным предприятием района. В начале 90–х на «бытовку» махнули рукой, стали считать чем–то второстепенным. Из ателье исчезли ткани, нитки и пуговицы, а следовательно, и заказчики. Закрывались прачечные и химчистки, парикмахеры и косметологи попадали под сокращение, сельские дома быта больше занимались торговлей, но ассортимент был настолько скудным, что никто ничего не покупал, и предприятие разорялось.

Недавно районное руководство наконец осознало: никакими квартирами, коттеджами и кредитами людей не удержишь, если за каждой мелочью — укоротить брюки, сделать прическу, почистить дубленку — они вынуждены будут ездить за тридевять земель. Сфера услуг начала возрождаться, но, как известно, ломать легче, чем строить.

Оказалось, что незаслуженно уволенные когда–то парикмахеры и маникюрши все еще обижаются на давнюю несправедливость и не очень стремятся возвращаться. К тому же многие из них безнадежно отстали от жизни, потеряли квалификацию.

За два года в РУП «Бытуслуги» поменялось 4 директора, Александр Ковалев — пятый, назначен в августе. За недолгое время его директорства объемы оказания бытовых услуг выросли с 8 до 35 миллионов рублей в месяц. Зарплаты бытовиков увеличились в 4 с лишним раза. Те, кто недавно получал по 60 — 70 тысяч рублей, сегодня зарабатывают около 300 тысяч.

В агрогородке «Борколабово» комплексно–приемный пункт открылся чуть больше месяца назад. Здесь работают парикмахерская, сапожная мастерская, производится пошив и мелкий ремонт одежды, оказываются ритуальные услуги. Но клиентов немного, высокими заработками работники похвалиться не могут. Парикмахер Людмила Бычкова работает три раза в неделю, на полставки. Техник–технолог обувного производства из Могилева Сергей Барсуков купил в деревне дом и теперь работает здесь сапожником на четверть ставки два раза в неделю. Для того чтобы работать ежедневно, ни у парикмахера, ни у сапожника пока нет заказов. И это при полном отсутствии поблизости конкурентов! Только заведующая пунктом (она же швея и приемщица) Галина Клюкова трудится как положено — с понедельника по пятницу.

Почему не идут люди? По мнению бытовиков, люди из соседних деревень еще не знают об открытии объекта, а борколабовские жители к нему пока не привыкли.

В деревне Смолица открылся такой же пункт, но здесь более людно. Правда, своего парикмахера нет, приезжает из Быхова, когда накапливаются заявки. К тому же заведующая Светлана Куроленко не дожидалась, пока заказчики повалят сами, прошлась по деревням, расклеила на столбах объявления. Около входа в павильончик посадила пихты, разбила клумбы, собирается учиться в Могилеве на парикмахера.

И все же открыться куда проще, чем подготовить специалистов, обзавестись клиентурой. Для того чтобы раскрутить в глубинке парикмахерскую или ателье, в среднем требуется от года до четырех. А поначалу надо смириться и с невысокой зарплатой, и с тем, что посетители упорно обходят новичков стороной и идут к проверенным мастерам.

Многие жительницы Быхова, окрестных деревень и не скрывают, что делать прически в могилевских салонах красоты престижнее, хоть и дороже. Казалось бы, нравится человеку тратить лишние время и деньги на подобную «чепуху» — пожалуйста. Но кому приятно, когда деньги, которые население могло бы с успехом тратить на месте, уплывают в более крупные города?

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter