«Барыс i Глеб — паспеў хлеб»

Календарь и традиции

6 августа — в Православной церкви день благоверных князей Бориса и Глеба, в святом крещении Романа и Давида.


9 августа — память великомученика и целителя Пантелеймона.


В самом начале недели отмечается значимый и почитаемый «прысвятак» — день Бориса и Глеба. По созвучию имен этих святых говорили так: «Барыс i Глеб — паспеў хлеб». И хотя пора стояла горячая, в этот день существовал запрет на тяжелые работы, иначе люди боялись накликать сильный ветер, дожди и грозы, когда от разряда молнии мог случиться и пожар. Опасались даже использовать солому от сжатого в этот день хлеба: ее не использовали для кровли, считали, что ветер разнесет все и даже сорвет крышу с дома. Погода на Бориса и Глеба обычно бывает либо очень жаркой — тогда, спасаясь от зноя, жнеи на полях обвязывали лица белыми платками, оставляя открытыми только глаза, либо с проливным дождем.


Практически все атрибуты жатвы у наших предков имели свою символику, и солома тоже. Уже срезанная, она все равно работала на плодородие и «дабрабыт». Так, считали, что солома, взятая из–под «абруса» колядного стола, может повысить урожай, потому ее несли назад в поле, ею обвязывали стволы плодовых деревьев и даже опоясывали бездетных женщин. Но одновременно солома могла олицетворять пустоту, слабость и как бы противоречить «жыту» цельному полному, нетронутому. Поэтому и «нечестной» несчастной невесте на голову надевался соломенный венок, а в руки давалась пустая бутылка, горлышко которой заткнуто колосьями ржи и овса. Вот такая народная жестокость...


В Беларуси весь «жнiўны» комплекс — песни и обряды — сохранен и до сего времени. В этих песнях часто упоминается Раёк, или Рай, — мифологическое существо, наделенное антропоморфными чертами: оно может разговаривать, помогать жнеям, беспокоится о том, чтобы все тщательно свезли с поля и не пропал ни один колосок. Каждый, кто увидел первый в году воз со снопами, приглашал этого Рая к себе, трижды произнося: «Рай, Рай, iдзi к нам!» После вполне достойного приглашения «приход» такого существа должен был обеспечить «гаспадару» благополучие на весь год аж до следующего «жнiва». Само имя этого существа или духа, Рай, ассоциируется с пчелиным роем, символизирующим огромный труд и как следствие — достаток и благополучие. Славянское «рай» совершенно очевидно связано с индоевропейским ray, означающим урожайность, плодородие, благополучие, богатство.


Сон в руку


Рожь на ниве — к удаче, благополучию, избавлению от серьезных жизненных проблем, к скорой свадьбе кого–то в семье, а также — к приплоду в хозяйстве.


Хлеб зерновой — к неприятностям и даже слезам.


Собирать колосья на поле — к небольшому доходу.


Хлеб замешивать — к исполнению желания, к хорошим новостям, прибыли.


Есть хлеб — у вас на сердце какая–то печаль, проблемы.


Жать рожь на поле — к доходу, прибыли.


Платок белый — к выздоровлению для больных, к добру.


Женщина молодая — к важной и приятной встрече.


Пчелиный рой — к дождю, к важным и серьезным делам, которые нужно скоро решить, к доходу в семье. Отбиваться от пчел — сами можете испортить некое важное дело.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter