Календарь и традиции: 6 -12 августа 2018 года

Барыс i Глеб — паспеў хлеб

В народной традиции святые Борис и Глеб (их дата в календаре — 6 августа) всегда выступали верными помощниками крестьянина–труженика: они и «снапы зносяць», и «копы ставяць» — короче, делают все возможное, чтобы поскорее «поле зваяваць». Хотя контекст почитания во многом — трудовой, но в этот день наши предки старались не выполнять некоторых больших, масштабных работ — из–за боязни гроз и сильных молний. Например, солому от хлеба, сжатого на Бориса и Глеба, не использовали для покрытия крыши, потому что или молния ее сожжет, или ветер разбросает.


7 августа в традиционном народном календаре — Анна–холодница. Она приносит холодные росы.

Анна дает длительный прогноз погоды: если утро этого дня холодное — холодной выдастся вся предстоящая зима; какова на Анну погода до обеда — такой будет зима до декабря; послеобеденное «надвор’е» маркирует погоду на январь — февраль.

9 августа — Пантелеимон–целитель. Святого Пантелеимона изображали на иконах с пучком лекарственных трав и пузырьком с целебными снадобьями в руках.

В прежние времена зачастую только народная медицина была реальной возможностью помочь больным крестьянам. Она объединяла в себе эмпирические сведения об определенных гигиенических мерах и способах лечебной помощи при ранениях, обморожениях, ожогах, травмах и недомоганиях, концентрировала знания о лекарственных свойствах трав, кореньев, ягод, минералов, веществ животного происхождения (чаще всего жиров), молока, сыворотки, способах их использования в процессе лечения и профилактике заболеваний. Широко практиковавшееся собирательство давало возможность познакомиться со свойствами плодов, грибов, трав, водорослей, учило отличать съедобные виды от ядовитых и грамотно использовать в небольших дозах эти самые — ядовитые. Со временем расширялись способы обработки природного сырья: из семян выжималось масло, те же семена и травы, кора различных деревьев и кустарников запаривались и употреблялись как примочки. Практически в каждой деревне жил свой лекарь, травник, зеленник — обычно не земледелец. Поэтому для него целительство становилось настоящей профессией, давало возможность прокормиться. Кроме того, всякая женщина должна была уметь самостоятельно справляться с простейшими недугами, случавшимися у детей и других членов семьи. Так при сильном жаре в ход шел капустный и свекольный лист — своеобразный «охладитель», от кашля помогал чай из чабреца, при авитаминозе — дикий чеснок, черемша, хрен, отвар иголок хвои и сосны. Туберкулез–«сухоты» лечили собачьим, барсучьим и медвежьим жиром. Укропную водичку заваривали для устранения желудочных колик у младенцев. А с рожистыми воспалениями знахари зачастую справлялись лучше врачей. Все эти важные и необходимые для жизни человека практические знания передавались из поколения в поколение.

12 августа чествуют Силу и Силуана. Если в жаркое лето в некоторых южных регионах уже успевали провести жатву, то новый сев старались начать именно на Силу, потому что «хто на Сiлу жыта пасее, у таго на хлеб будзе надзея». «Надзею» гарантировало, в том числе, и само имя святого — Сила.

В этот же день вспоминают Иоанна–воина. К нему обращались с просьбой о помощи в поисках украденного, а кражи порой случались весьма значительные: коня, без которого и хозяйство не хозяйство, или уже «добра падгадаванай цялушкi». В этот день Ивану–воину заказывали молебен с надеждой, что тот поможет найти обидчика и пошлет вору заслуженную кару.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter