|
У меня при мысли о Барселоне в голове возникают три имени: Фредди Меркьюри, Антонио Гауди и Виталий Щербо. Причем Меркьюри и Щербо крепко связаны Олимпиадой–1992. «Барселона!» — пел уже смертельно больной и знающий, что до Олимпиады не дожить, Фредди, заглядывая в глаза Монсеррат Кабалье (она все еще поет). Ни у какой другой Олимпиады такой песни не случилось. Белорусский же спортсмен вошел в историю мировой спортивной гимнастики уникальным достижением: шесть золотых медалей на одной Олимпиаде! Больше случается только у пловцов: Марк Спитц выиграл 7 золотых медалей в 1972 году в Мюнхене, а Майкл Фелпс восемь в Пекине в 2008–м. Да, тогда это была объединенная команда стран бывшего СССР, и флаг Беларуси в честь Виталия не поднимали. Но мы–то знаем! В Олимпийском парке китайского города Цинхуандао на почетном месте — барельеф Виталия Щербо. Китайцы умеют ценить тех, кто их побеждает. А мы? Насколько умеем ценить тех, кто побеждает для нас? Странно, наверное, думать об этом, гуляя под золотистым солнцем ноябрьской Барселоны, но я думала.
Думала о том, что, кажется, Барселона лучше других городов сумела «продать» себя во время Олимпиады. И дело не только в новых пляжах, которых — парадокс! — до 1992 года в Барселоне не было, но в имидже. Каждый город, тратящий баснословные деньги на проведение Олимпиады, мечтает о том, что спортивные соревнования — это только начало, что вслед за ними город наводнят туристы и принесут с собой денежки, которые долго еще будут пополнять городскую казну. В Барселоне пополняют. У Барселоны имидж (совершенно заслуженный) самого европейского из испанских городов (хотя насчет Испании мы уже договорились, да?), динамичного, молодежного и модного. И у Барселоны есть Гауди. Антонио Гауди. Гений, которым принято восхищаться, которому положено рукоплескать и говорить о том, что он единственный в своем роде. И что если вы хотите прикоснуться к его творчеству, нужно ехать в Барселону. Все это правда: и про гения, и про уникальность, и про то, что нужно ехать.
Но с ним, на мой взгляд, не все так просто. Когда стоишь, например, перед Дворцом каталонской музыки Луиса Доменек–и–Монтанера, то понимаешь: а ведь гений Гауди не на пустом месте возник, не вдруг образовался. Идеи витали в воздухе, другие каталонские архитекторы в это же время в этом же городе экспериментировали с материалами и формами. Кто–то может счесть это святотатством, но я рискну: мне категорически не понравился храм Саграда Фамилиа, растиражированный в миллионах открыток и фотоальбомов по всему миру. А вот расположенный в 10 минутах ходьбы от него госпиталь Санта Креу и Сант Пау понравился. Создал его все тот же Доменек–и–Монтанер, ставший моим любимым барселонским архитектором. Да простят меня Гауди и все его поклонники.
И когда будете ехать сюда, не забудьте «Тень ветра». Книгу Карлоса Руиса Сафона многие считают «попсовой», но в Барселоне, на месте событий, она читается по–особенному. В Барселоне есть все. Кроме разочарований.
Барселона.
Советская Белоруссия № 238 (25120). Суббота, 10 декабря 2016