Бархатные каникулы

В Анапе завершился кинофестиваль «Киношок»
В Анапе завершился кинофестиваль «Киношок»

В этом году конкурсная программа XV юбилейного Открытого фестиваля кино стран СНГ и стран Балтии «Киношок–2006» совсем не соответствовала уровню такой знаменательной даты и выглядела, по общему мнению, довольно слабой. В поле зрения и жюри, и критики, и зрителей после завершения конкурсной программы полнометражных фильмов находилось всего несколько достойных картин. Прежде всего лента «Франц и Полина» режиссера Михаила Сегала по сценарию Алеся Адамовича. Наша делегация отчасти считала эту картину белорусской, ведь, кроме того что автором сценария является Адамович, большую часть экранного времени этой военной драмы герои разговаривают на белорусском языке, а одну из главных и ключевых ролей — роль матери блестяще исполнила актриса Национального академического театра им. Я.Купалы Тамара Миронова. Оттого и поражение (с перевесом в один голос) этой картины, которая претендовала на приз прессы, белорусская делегация восприняла как свое собственное. Картина будет демонстрироваться в Минске в Доме кино, и у вас появится прекрасная возможность проверить верность утверждения, что по силе эмоционального впечатления «Франц и Полина» вполне сопоставима с драмой Элема Климова и Алеся Адамовича «Иди и смотри».

Главный же приз кинопрессы достался совместной эстонско–германской ленте «Сыт по горло!» режиссера Петера Симма. Это довольно милое роуд–муви, не открывающее нам никаких новых киногоризонтов, но достаточно смотрибельное. Этим, видимо, и подкупило не только журналистов, но и жюри во главе с киноведом Арменом Медведевым — именно эта комедия стала обладателем главного приза фестиваля «Золотая лоза». Хотя, зная эстетические и вкусовые пристрастия других членов жюри — Андрея Битова, Святослава Бэлзы и Виктора Ерофеева, можно было строить иные предположения. Скажем, вполне логичным было бы отказаться от вручения главного приза в этом году, но «зубры культуры», видимо, решили не портить анапчанам и гостям города праздник.

А вот Российская гильдия киноведов и кинокритиков не побоялась это сделать. Конкурс полнометражных фильмов она проигнорировала. По словам критика Виктора Матизена, впервые за 15 лет в конкурсной программе «Киношока» ленты, которой с чистой совестью можно было бы отдать приз гильдии «Слон», не нашлось. Зато в конкурсе видеоработ такой фильм отыскался (кроме полнометражных фильмов, как теперь принято на международных фестивалях, в Анапе соревнуются короткометражные и видеоработы). «Слон» достался фильму «Яптик–Хэсе» Эдгара Бартенева. Жаль, что ни работа белоруса Александра Карпова «Сеанс скульптурной лепки как психоанализ», ни «Рождество» Сергея Катьера пишущей братией отмечены не были. Хотя вызвали весьма живой интерес и во время показа, и на обсуждении, которые проходили каждый вечер в конференц–зале.

Эту неудачу, однако, не стоит преувеличивать. Работы действительно профессиональные и любопытные. Документальное и видеокино — это вообще наше сильное место. На фоне отдельных работ конкурса в этом году, на мой взгляд, даже откровенные неудачи «Беларусьфильма» последнего времени смотрелись бы с интересом.

Анапа — Минск.

На снимках: несмотря ни на что, у Никаса Сафронова и Виктора Мережко настроение в Анапе было отличным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter