Раз уж мы в ЕАЭС, то иного пути, как договариваться с партнерами, у нас нет

Барьеры нужно ломать

Дружба дружбой, а табачок врозь. Именно такая пословица все чаще приходит на ум, когда речь идет об интересах стран — участниц ЕАЭС при внешнеторговых отношениях. Более двух лет мы функционируем в новом интеграционном объединении, а позиция по многим вопросам напоминает героев знаменитой басни Крылова — Лебедя, Рака и Щуку. Мораль того произведения стара как мир: сила — в единстве, а не разобщении. Пока же участники евразийской интеграции чаще обмениваются взаимными претензиями, чем подсчитывают дивиденды от эффективной работы.

На прошлой неделе на заседании Высшего Госсовета ЕАЭС в Бишкеке Александр Лукашенко  выразил уверенность: нынешний год должен наконец стать переломным для союза. Причины для такого заявления у Президента были веские: внутренние противоречия между партнерами пока нарастают как снежный ком, а товарооборот в ЕАЭС снижается.

Действительно, интеграция, которая задумывалась для того, чтобы укрепить позиции всех участников в регионе и на мировой арене, столкнулась с конфликтом интересов и нежеланием идти на уступки. Время и практика показали: делить куски  рыночного пирога поровну хочется не всем. С одной стороны, можно понять: каждая из сторон защищает внутренние рынки от конкурентов. И это в общем-то законное право любого государства. С другой — именно такая позиция зачастую приводит к возникновению тех самых пресловутых нетарифных барьеров, которые только вредят интеграции.

На днях мне довелось побывать на одном мероприятии, где присутствовали наши производители-«тяжеловесы», представители среднего бизнеса, госорганов, а также один из министров Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Речь зашла о препонах, которые мешают нашим товарам двигаться на внутреннем рынке ЕАЭС. Удивительно, но факт: основная суть претензий крупнейших белорусских предприятий (МАЗ, «Гомсельмаш», «Могилевлифтмаш») свелась к тому, что российское правительство субсидирует своих производителей, а наши компании такими льготами на соседском рынке воспользоваться не могут. Представитель ОАО «МАЗ» даже озвучил точную сумму, которая в соседнем государстве была потрачена на поддержку своих автопроизводителей, — 150 млрд российских рублей. Из-за них продукция российских конкурентов оказывается дешевле, что в итоге сильно затрудняет продажи нашей техники.

«Гомсельмаш» также недоволен политикой субсидирования производителей сельхозтехники, которая реализуется в России с 2012 года. Это, по мнению представителей завода, не позволяет нам конкурировать на рынке ЕАЭС, а «самостоятельное снижение стоимости приводит лишь к убыткам и разорению». В результате наши компании попросили либо отменить российское постановление о субсидировании, либо включить  в конец списка и игроков из стран ЕАЭС. В отделе таможенного оформления «Могилевлифтмаша» так и заявили: «Мы занимаемся тем, чтобы нашу продукцию относили к продукции, произведенной в России».


Член коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян не скрывает: вопросы ограничений, изъятий и барьеров очень сложные. И белорусским участникам встречи было бы неплохо послушать о проблемах, с которыми сталкиваются на нашем рынке игроки других государств союза. Недавно ЕЭК опубликовала так называемую «Белую книгу» — доклад о барьерах, изъятиях и ограничениях в ЕАЭС, а также о методах и механизмах их ликвидации. Сейчас в ней зафиксировано 60 согласованных всеми странами-участницами препятствий. Министр даже перечислила основные проблемные направления, с которыми чаще всего сталкивается бизнес: трансграничная торговля, техническое регулирование, перемещение товаров, фитосанитарные нормы, госзакупки и другие. Первую «дорожную карту» по срокам устранения изъятий и ограничений готовятся представить на Евразийский межправительственный совет уже этим летом.

Да, вопросы взаимных уступок — тема довольно сложная и болезненная. Но раз уж мы в ЕАЭС, то иного пути, как договариваться с партнерами, у нас нет. Не зря говорят, что залог счастливой семьи — способность находить компромисс и уступать партнеру. Похоже, именно этим умением всем странам — участницам интеграции придется воспользоваться в самое ближайшее время. Иначе мы так и останемся героями басни Крылова.

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter