В Ереване прошел III Международный форум «Евразийская неделя»

Барьеры на пути четырех свобод

В ЕАЭС они возникают только из-за стремления некоторых партнеров считать свою рубашку ближе к телу
Девиз III Международного форума «Евразийская неделя», прошедшего на днях в Ереване, — «ЕАЭС — пространство для бизнеса». На площадках саммита вице-премьеры стран ЕАЭС, профильные министры правительств, руководители госкорпораций и крупного бизнеса пятерки государств-членов и стран-партнеров обсудили принципиально важные для всех темы: создание благоприятного бизнес-климата в наших странах, укрепление производственных связей, развитие экспорта с учетом новых мировых вызовов. По сути, задача и одновременно проблема одна на всех: как более активно и свободно торговать, доверять друг другу и получать от этого выгоду? Ведь три года назад участницы ЕАЭС объединились, чтобы реализовать и прочувствовать вкус четырех свобод — единое торговое пространство, общий рынок товаров, финансов и труда. Что имеем и какие барьеры стоят на пути?



ЗА трехлетнюю историю Евразийского экономического союза 2017 год стал самым успешным. После двухлетней «притирки» и спада товарооборот между странами-участницами вырос на 26,7 процента — до 44 миллиардов долларов. Интеграция внутри пятерки дает плоды и в этом году: за первое полугодие товарооборот увеличился на 14, а объем внешней торговли — на 23 процента. 

Об интеграционных эффектах в экономике и потеплении бизнес-климатов говорили все вице-премьеры стран — участниц ЕАЭС. Первый заместитель председателя правительства РФ, министр финансов Антон Силуанов с удовлетворением — о российском опыте либерализации в предпринимательской среде, вице-премьер Республики Армения Мгер Григорян с воодушевлением — о перспективах соглашения с Ираном, которое открывает ЕАЭС через Армению выход на новые рынки. Высокие темпы роста экономик и торговли между странами Союза подтвердили представители Казахстана и Кыргызской Республики. И все сходятся в одном — укрепление единого рынка может дать и более серьезные результаты. Что тормозит? 

Коротко, но ясно на этот вопрос ответил заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко: «Сегодня в ЕАЭС нельзя заниматься протекционизмом». Он призвал к честной конкурентной борьбе в рамках Союза, к созданию и продвижению общих брендов на рынки третьих стран. Мы как никто ощущаем и понимаем проблему и не раз говорили на всех уровнях — механизм партнерства внутри ЕАЭС надо усовершенствовать и приспособить к новым вызовам и рискам. Влияние внешних факторов на экономику нашей страны преувеличить невозможно. Именно Беларусь, находясь на стыке двух интеграционных образований — Европейского и Евразийского союзов, — чувствует, как искрит от напряжения. Это не отменяет сделанный нами выбор и намерения снять этот напряг. Поэтому наша делегация открыто и недвусмысленно выступила против протекционизма в ЕАЭС. 

КТО-ТО против? Нет. Каждая из пяти стран Союза сталкивается в торговле с искусственными барьерами. Казахстан собирается ограничить поставки из России бензина и ряда продуктов питания, заблокировав ввоз многих товаров из соседнего Кыргызстана под предлогом борьбы с китайской контрабандой. Россия по фитосанитарным причинам предполагала ввести запрет на экспорт фруктов из Армении. У всех на слуху продовольственные коллизии между нашей страной и Россией. Чего греха таить, для защиты своего производителя нетарифные барьеры в торговле между собой используют все страны — участницы Союза. Член коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Назаренко назвал причину болезни: вопросы по применению субсидий, ограничений на экспорт товаров и другие регулируются странами — членами Союза все еще на национальном уровне. Это и тормозит полную отмену нетарифных барьеров. Словом, на деле нередко правит принцип «своей рубашки». И ведь все понимают, если сотрудничество внутри Союза будет и дальше «обрезаться» изъятиями и ограничениями в торговле, пострадают не только экономики и бизнес пяти стран, но и само доверие к интеграционному объединению. 

Выход многие эксперты видят в усилении полномочий Евразийской экономической комиссии. Казалось бы, это наднациональный орган, который должен выступать в качестве третейского судьи, и его решения обжалованию не подлежат. Но проблема в том, что страны сами определяют правоприменительную практику. То есть у ЕЭК нет реальных полномочий, комиссия может лишь мониторить ситуации и писать рекомендации. Поэтому на форуме странам Союза предложили подумать о расширении полномочий ЕЭК. Виктор Назаренко: «Считаем важным, чтобы комиссия могла, например, устанавливать унифицированный порядок введения временных санитарных и фитосанитарных мер. Организовывать и проводить проверки систем в области ветеринарно-санитарных и карантинных мер. Устанавливать единые требования по видам административной ответственности за нарушение права Союза». И еще очень важный «экспортный» момент, который смог бы убрать многие нетарифные барьеры во взаимной торговле: наделить комиссию полномочиями по утверждению единых правил проведения ветеринарно-санитарной экспертизы сырья животного происхождения, разработке порядка прослеживаемости подкарантинной продукции, ввозимой из третьих стран и перемещаемой между государствами — членами ЕАЭС. Если хотя бы эти два предложения будут приняты, а такие решения только за главами государств, многие барьеры на пространстве ЕАЭС канут в Лету. К тому же переход на выработанные ЕЭК единые для всех техрегламенты позволит союзникам говорить на одном языке, работать по одинаковым правилам, наполняя рынок ЕАЭС безопасными товарами и продовольствием.



Пока реальность такова: ЕЭК сегодня рассматривает более 200 обращений стран-участниц по препятствиям на внутренних рынках. Хотя разработанная год назад «дорожная карта» по их устранению на 2018—2019 годы включает лишь 17 препятствий. По оценкам экспертов, устранение только нетарифных барьеров увеличило бы внутренний товарооборот в Союзе на 23 процента. К примеру, наши поставки в Казахстан выросли бы на 70 процентов, а в целом ВВП увеличился бы почти на 3 процента.

Аграрный рынок — отдельная тема. Конкуренция, увы, жесточайшая. Для государств Союза сельское хозяйство стало стратегическим сектором экономики. Оно и понятно, все стремятся обеспечить продовольственную безопасность, наращивая объемы сельхозпроизводства. В прошлом году наиболее высокие показатели у нашей страны, где агропромкомплекс прирос на 4,1 процента. Казахстан нарастил производство на 2,9, Россия — на 2,4, Кыргызстан — на 2,2. В целом в ЕАЭС рост сельхозпроизводства превысил 2,5 процента, достигнув 124 миллиардов долларов. 

ЧЕМ торгуют между собой страны ЕАЭС и есть ли какая-то логистика в поставках? Начальник управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов, конечно, в курсе: кто, сколько и почем. Во внутрисоюзных поставках на долю молочной и мясной продукции, напитков, сахара и кондитерских изделий, растительных масел, овощной продукции и продуктов из зерна приходится порядка 80 процентов. Например, Армения поставляет на общий рынок напитки, свежие и переработанные овощи и фрукты. Из Кыргызстана поступают ягоды, овощи, продукты из зерна. Наша страна традиционно занимает нишу основного поставщика животноводческой продукции, и, по прогнозам, эта роль сохранится. За Казахстаном — зерновые продукты и кондитерские изделия. Россия торгует продуктами из зерна, растительными маслами, сахаром и кондитерскими изделиями, напитками, свининой и мясом птицы. 

Очевидно, что в Союзе есть ниши для увеличения взаимного товарооборота. Не хватает одного — углубления специализации и полного устранения барьеров в торговле. Что предлагает ЕЭК для преодоления преград?

Комиссия за три года приняла 46 регламентов, которые регулируют безопасное обращение значительной части продукции: от одежды, питьевой воды, пищевых продуктов и игрушек до сжиженных углеводородных газов, нефти, минеральных удобрений и локомотивов — примерно 85 процентов товаров союзного рынка. Сейчас разрабатываются еще около 12 ключевых техрегламентов. Кстати, в ноябре начинает действовать даже такой технический регламент, как «О безопасности оборудования для детских игровых площадок». В 2019-м вступят в силу еще два, а в 2020—2021 годах — три новых технических регламента. То есть работа по гармонизации и упрощению взаимной торговли, может быть, не так быстро, как хотелось, но идет. Со скрипом, после длительных и зачастую непростых переговоров, государствам — членам ЕАЭС приходится чем-то поступаться и идти на уступки. Нельзя и невозможно создать единое торговое и экономическое пространство, сохраняя при этом привилегированное положение своих национальных игроков. Иначе, кроме внешних факторов, в ЕАЭС включатся внутренние конкурентные риски, и тогда о сильном едином рынке останется только мечтать. 

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter