Барьеры для велосипеда

С каждым годом все больше людей обзаводится двухколесным средством передвижения...

С каждым годом все больше людей обзаводится двухколесным средством передвижения. Кто–то экономит на топливе, другие заботятся о здоровье, третьи просто получают удовольствие, четвертые, совмещая приятное с полезным, и экономят, и худеют, и мышцы укрепляют. В любом случае велодвижение — большой плюс и для здоровья нации, и для экологии. Увы, массовый переход на два колеса всячески тормозится, в первую очередь неразвитой инфраструктурой: в наших городах явно недостаточно специализированных дорожек и парковок. А порой палки в колеса велосипедистам вставляют и их... работодатели.


Не кручу, куда хочу


Читаю редакционную почту:


«Здравствуйте! Подругу и ее коллег не пускают на работу на велосипеде. Не пропускают на стоянку, где благополучно паркуются автомобили и скутеры. Это стоянка фабрики «Алеся» на улице Старовиленской. Начальник охраны запретил оставлять велосипеды на парковке и возле предприятия. Не пускает, и все. Говорит, что на работу надо приезжать на машине, а спортом заниматься после. Что за самоуправство? Когда же редакция переадресовала мое послание предприятию «Алеся», мне позвонил начальник службы охраны с угрозами. Досталось и тем (их человек пять. — Прим. авт.), кого не пускают на работу на велосипеде. Среди них сотрудники соседствующего с фабрикой предприятия. Ребят отчитало начальство. Но разве это нормально? Где условия для труда и отдыха сотрудников на наших белорусских предприятиях? Это же ущемление прав людей!»


Удивительно слышать о такой ситуации, когда в стране регулярно пропагандируется развитие велосипедного транспорта. То «День без автомобиля», то совместные мероприятия велосипедистов и ГАИ. А недавно и Генпрокуратура поручила Министерству спорта и туризма рассмотреть вопрос о разработке программы развития велоспорта, предусмотрев строительство и реконструкцию спортивных сооружений и трасс для любительского и профессионального велоспорта, создание сети велосипедных дорожек, маршрутов и трасс. Рекомендуя использовать при этом в том числе и опыт европейских государств, чтобы движение на двух колесах было безопасным.


Во многих странах поездки из дому на работу и обратно на двух колесах — давным–давно обычная практика. Например, еще лет 10 назад наблюдала массу велосипедистов, спешащих по своим делам, в Швеции. Не говоря уже о Голландии, где  более 7.000 километров велодорожек и изобилие специальных велостоянок.


В США, например, разрешают перевозить велосипеды в общественном транспорте, где для них специально предусмотрены места. А помимо дорожек, имеются специальные стоянки, где можно принять душ и переодеться.


У нас же о душах и мечтать пока не приходится. Как–нибудь бы решить проблему с дорожками и парковками. Одному из знакомых, который стал ездить на работу на велосипеде, из–за отсутствия спецпарковки приходилось заносить его в собственный кабинет на третьем этаже офисного здания. Ограниченное количество велодорожек или их отсутствие нередко приводит к трагедиям. Велосипедисты вынуждены передвигаться по проезжей части, а это, как показывает статистика ДТП, всегда риск для жизни.


Куда движемся?


Впрочем, определенные сдвиги в двухколесном движении все же наблюдаются. В прошлом году, например, состоялось заседание Минской городской комиссии по безопасности дорожного движения, в том числе рассматривались вопросы, связанные с организацией велосипедного движения. На нем присутствовали и городские власти, и сотрудники ГАИ, и велосипедисты. И там принимались интересные решения, касающиеся парковок. Например, было поручено оборудовать необходимое количество специальных мест для хранения велосипедов на городских стоянках, возле магазинов, торговых центров, парикмахерских. Дали поручение и ГАИ ГУВД Мингорисполкома: «При выдаче технических условий на проектирование включать в состав работ требования в соответствии с концепцией велодвижения в Минске, предусмотрев при этом оборудование объектов притяжения граждан и охраняемых стоянок транспорта достаточным количеством мест для хранения и стоянки велосипедов».


Как рассказали в УП «Гаражи, автостоянки и парковки», специальные приспособления для парковки велосипедов смонтированы, например, в подземном паркинге ТЦ «Столица». На стоянках таковых нет, но лишь потому, что никто из клиентов не обращался с просьбой хранить велосипед, иначе их бы тоже установили.


По решению Мингорисполкома, датированному февралем, в нынешнем году в столице должны появиться новые велопарковки еще на 364 места. Финансирование предусмотрено как за счет местных властей, так и за счет юридических лиц. Как будет выполнена эта задача, покажет время. Пока же специальные металлические конструкции на десяток велосипедов я заметила на пересечении улиц Громова и Есенина возле магазина «Соседи», возле некоторых гипермаркетов, спортивных магазинов, у административного здания по проспекту Независимости, 44, возле Национальной библиотеки. Идут навстречу любителям езды на велосипеде и некоторые вузы, в частности, БГУ и БГУИР.


Но спецстоянок явно не хватает. Велосипедисты вынуждены пристегивать своих «коней» к скамейкам, мусоркам, перилам лестниц, столбам, деревьям...


А ведь для появления велосипедной парковки супербольших затрат не требуется. Годится весьма простая и технологичная конструкция в виде перевернутой буквы U. От хозяев стоянок требуется лишь желание, а от городских властей — создать простой порядок необходимых согласований.


Однако не у всех такое желание имеется. Вернусь к письму в редакцию. От руководства предприятия «Алеся» на него пришел такой ответ:


«Обустройство внутренней территории не предусматривает передвижение людей на механических средствах, в том числе на велосипедах. Вопрос организации оборудованного места — парковки велотехники до настоящего времени не поднимался. В случае наличия соответствующих пожеланий со стороны арендаторов согласие на организацию неохраняемой парковки администрацией нашего предприятия будет дано. Расходы будет нести заявляющая сторона».


Ответ больше похож на отписку. Не совсем понятно, кто и как должен «поднимать вопрос», когда всем на уважаемом предприятии прекрасно известно, что есть работники, желающие приезжать на работу на велосипеде. Неужели для небедных собственников или арендаторов заказать и установить «железяку» для парковки десятка велосипедов — дорого? Пожалуй, тут дело не в цене, а в отношении к своим работникам.

 

При каком условии вы бы согласились пересесть из машины на велосипед?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter