Начало борьбы за независимость Кубы положил 66 лет назад штурм Монкады

Барбудос родились у стен Монкада

Завтра, 26 июля, кубинский народ уже в 66-й раз отметит День национального восстания. Это особый государственный праздник — годовщина штурма военной крепости Монкада в Сантьяго-де-Куба. Она была названа в честь Гильермо Монкада — кубинского патриота, героя десятилетней войны с испанскими колонизаторами за независимость в XIX веке.


Мы, белорусы, с чувством искренней солидарности относимся к кубинцам и их стране. Тысячи уроженцев белорусской земли в разные годы помогали братской Кубе восстанавливать разрушенное хозяйство, проводить экономические преобразования, развивать науку, образование, здравоохранение, другие отрасли и, конечно, защищать завоевания революции и укреплять обороноспособность этого островного государства.   

Тридцать лет назад и я окончил Академию Революционных вооруженных сил Республики Куба. За четыре года довелось убедиться в неиссякаемой силе духа, удивительной жизнестойкости и высоких морально-боевых качествах кубинских военнослужащих. С детства у кубинцев воспитываются пламенный патриотизм, готовность защищать завоевания революции и уверенность в разгроме агрессора. Все официальные и торжественные мероприятия, церемонии и ритуалы в стране заканчиваются громкими призывами: «Родина или смерть! Мы победим!»

Во время своего визита на Кубу Президент Александр Лукашенко подчеркнул, что расширение разноплановых отношений с Кубой — одно из приоритетных направлений внешней политики белорусского государства.


Глухой ночью 10 марта 1952 года на Кубе был совершен военный переворот. На политическую арену силой ворвался полковник Фульхенсио Батиста. Ранее он был командующим вооруженными силами Кубы, а в 1940—1944 годах президентом страны. Военно-политический режим ставленника американских монополий пришелся по вкусу деловым и официальным кругам Вашингтона. Был распущен конгресс Кубы, а законодательная власть перешла к Совету министров. Вскоре была отменена Конституция 1940 года. Кубинский народ лишился всех демократических завоеваний. Начались репрессии, горе и нищета. Армия и полиция терроризировали страну. В этих условиях активную борьбу против диктатуры начала вести революционно настроенная молодежь во главе с гаванским адвокатом Фиделем Кастро, который в суде потребовал наказания Батисты за нарушения кодекса законов о защите Отечества. Он не только публично поставил вопрос о правомерности вооруженной борьбы с военной диктатурой, а стал ее практически готовить. Из революционной молодежи создавалось движение сопротивления.

Первым выступлением стал штурм казармы Монкада в городе Сантьяго-де-Куба, где был расквартирован армейский полк численностью 400 человек плюс кавалерийский эскадрон. Сантьяго находился почти в 800 километрах от столицы, и переброска туда войск не могла быть осуществлена в короткий срок. Фидель, отличный знаток истории своей страны, знал, что жители восточной провинции Орьенте исстари отличались свободолюбием, бунтарским характером. Недаром все повстанческие движения против испанского колониального господства начинались в Орьенте. Одним словом, здесь была гарантирована наиболее благоприятная ситуация для осуществления операции.

Штурм был намечен на 26 июля, на третий день ежегодного карнавала, который проводился в провинции Орьенте. Организаторы не случайно выбрали именно этот день. Они знали, что во время карнавала в Сантьяго-де-Куба будут запускать фейерверки, и никто, привыкнув к пальбе, не обратит особого внимания на канонаду и выстрелы. Кроме того, офицеры и солдаты в эти дни, как правило, расслаблялись, находясь в увольнении. Большинство повстанцев остановились в квартирах жителей Сантьяго, так как снять номер в местном отеле было проблемой.

Интересным было решение Фиделя по экипировке повстанцев. Революционеры, которые превратились в сержантов батистовской армии, не знали друг друга лично. Они должны были распознавать своих в бою по типу оружия, а главное, по обуви — неармейской.

Все было так продумано, чтобы исключить малейшую утечку информации. Даже родной брат Фиделя Рауль до последнего момента не знал, какой объект предстоит ему атаковать. Участникам операции лишь за час до ее начала были поставлены конкретные задачи и объявлено время атаки крепости Монкада. Всего в отряде оказались 134 человека, среди которых были две женщины. Кроме этого, Фидель объявил бойцам, что это дело рискованное и потому добровольное, а затем попросил тех, кто твердо решил идти за ним, сделать шаг вперед. Со своего места не сдвинулись 11 человек.

После этого Фидель разделил отряд на три штурмовые группы. Первую, которая насчитывала 90 человек, возглавил он сам. Именно она должна была штурмовать крепость. Бойцам этой ударной группы предстояло стремительно ворваться в казарму и арестовать спавших солдат. А затем захватить штаб, из которого мог поступить сигнал тревоги в Гавану.

Другая группа, численностью 24 человека, включая врача и двух медсестер, должна была захватить здание госпиталя и вести в случае необходимости огонь по казарме с тыла, прикрывая отход основной группы. Группа огневой поддержки под руководством Рауля Кастро, состоявшая из 10 человек, должна была занять здание суда, установить на его чердаке пулемет и держать под контролем верхние этажи и крышу казармы.

НА двенадцати машинах в 5.15 колонна подошла к крепости. Фидель ехал во второй. Семь бойцов, которые высадились из первой машины, разоружили охрану на посту и отправили в казарму. Когда десант уже заходил в крепость, раздался неожиданный выстрел, который стал роковым и привел к провалу операции. Как выяснилось позже, солдаты патруля, дополнительно выделенного для охраны казармы во время карнавала, проявили бдительность. В результате началась стрельба, в казарме поднялась тревога. Бойцы лишились своего главного козыря — фактора внезапности. Потом стало понятно, что те, кто составлял план операции, не продумали, что делать в нештатной ситуации.

Почти два часа длился непрерывный по силе и вооружению бой. Несмотря на беспримерный героизм, проявленный революционерами, они потерпели неудачу. Из сорока человек, которые в конечном итоге вернулись после операции, на призыв Фиделя пойти с ним в горы откликнулись только девятнадцать. Но тех, кто остался, вскоре захватили в плен и зверски замучили. Более того, диктатор приказал казнить по десять революционеров за каждого солдата своей армии, погибших при защите крепости Монкада.

Руководитель смельчаков Фидель Кастро, его брат Рауль и десятки других были заключены в тюрьму. На судебном процессе Кастро выступил с яркой речью, которая длилась три с половиной часа. В ней он разоблачил преступления диктаторского режима и изложил программу восставших. Фидель взял на себя свою защиту, отказавшись от адвокатов, он был подзащитным и адвокатом в одном лице. Будучи подсудимым, имел все привилегии адвоката. Выступление Фиделя под названием «История меня оправдает» обошла весь мир и по праву считается одним из самых блестящих образцов революционного ораторского искусства. Оно сыграло важнейшую роль в деле мобилизации народных масс на дальнейшую борьбу против диктатуры. Суд приговорил Фиделя к 15 годам тюремного заключения.

После освобождения Фидель Кастро создал организацию «Революционное движение 26 июля». В дальнейшем она стала политической партией, которая сплотила народные массы на борьбу с жесткой тиранией, навязанной США.

Прошло уже 66 лет со дня этого события. Сотни пулевых пробоин, сохранившихся в стенах крепости Монкада, словно незаживающие раны заставляют вспомнить потомков о мужестве молодых смельчаков. Это яркое напоминание о том, что историю страны нельзя изменить, она такая, какая есть, какой ее делают лучшие сыновья и дочери народа.

Леонид ПРИЩЕПА, выпускник академии РВС  Республики Куба
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter