Сегодня в Купаловском театре второй показ премьерной новинки — восстановленной постановки Валерия Раевского «Чорная панна Нясвiжа»

Барбара и другие

В афиши Купаловского театра вернулась «Чорная панна Нясвiжа». После принятия курса на последовательное насыщение репертуара историческими спектаклями с опорой на национальную драматургию решение это казалось лишь вопросом времени. Медлить не стали: сегодня зрителей приглашают на премьеру самой красивой (и, возможно, самой известной!) истории любви на белорусских землях — короля Жигимонта II Августа и той самой «чорнай панны» Барбары Радзивилл.

Главная роль в новом спектакле досталась Таисии Введенской — дебютантке на сцене Купаловского театра.

Каждому школьнику известно: в комплекте с любым белорусским замком почти всегда идет страшилка о местном привидении и об извилистых подземных лазах. Несвижскому дворцу повезло вдвойне. Вы, конечно, помните легенду: Жигимонт Август встретил прекрасную Барбару — на то время вдову Станислава Гаштольда — и потерял голову от страсти. Брат Барбары Николай Радзивилл, по прозвищу Рыжий, даже устроил подземный ход между своим домом и королевским, чтобы влюбленные могли встречаться. В конце концов Жигимонт Август наперекор матери Боне Сфорца и всей Польше сделал Барбару королевой... Далее история переходит уже в разряд паранормальных, однако на сцене Купаловского от замкового спиритизма почти ничего не останется. С премьеры первого спектакля, напомним, прошел 21 год, но пьеса Алексея Дударева в постановке Валерия Раевского все еще, уверены в театре, будет интересна зрителям.

К налаживанию прерванной связи времен Купаловский подошел предельно тактично и аккуратно.

Королева Бона Сфорца (Алла Ельяшевич) — одна из самых известных отравительниц в истории. Но действительно ли она виновна в смерти Барбары Радзивилл?..
Все здесь — от задумки режиссера Раевского до сценографии Бориса Герлована — останется прежним. 
Поэтому «Чорная панна Нясвiжа» — даже не новинка, а бережно восстановленная версия постановки 2000 года, обращает внимание режиссер по вводам Зинаида Веденина:

— Вообще, с этим спектаклем нам удивительно везет. Смеемся, что сама Барбара помогает. Например, по разным причинам не должна была состояться репетиция. Но вдруг — раз! — и все сложилось. Или, скажем, были проблемы с актерскими вводами — они вдруг решились самым чудесным образом. В общем, есть ощущение, что все вокруг делается для того, чтобы спектакль получился.

Зинаида Веденина.

Главную роль в мистической легенде про любовь в одном действии (так когда-то обозначил жанр постановки Валерий Раевский) получила 30-летняя уроженка Гомеля Таисия Введенская. Актриса, к слову, выпускница знаменитой московской «Щепки» (Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина). Последние десять лет девушка жила и работала в России, но в прошлом году вернулась на родину. Узнав о кастинге в Купаловском, решила попробовать. И скоро раздался звонок. 

— Не буду лукавить, я мечтала о такой роли. Во-первых, потому что очень люблю исторические спектакли. Во-вторых, сыграть в постановке легендарного Валерия Раевского — это одновременно и большой подарок для актрисы, и большая ответственность. 
С одной стороны, предельно понятный материал — «Бог ёсць Любоў», но при этом его нужно сыграть так, чтобы это было светло и чисто. 
Сравнений с коллегами и предыдущими купаловскими Барбарами Таисия не боится. На чужие мнения отвлекаться не собирается, в фокусе все это время держит один-единственный интерес: сделать свое дело, сыграть так, как чувствует и понимает.

За сценографию спектакля отвечает Борис Герлован, за дивную музыку — композитор Виктор Копытько.

— Конечно, разговоров не избежать. Но это нормально, это театр: мы показываем, зрители смотрят, обсуждают, у каждого складывается некое впечатление. Сколько было артистов, сыгравших Гамлета или Джульетту? И все разные, и всех сравнивают. Главное для нас — мир внутри коллектива. А если будет мир на корабле, то что нам ветер в спину?
Бону Сфорца в спектакле сыграет заслуженная артистка Алла Ельяшевич, Жигимонта II Августа — Михаил Свито, Мнишека — Владимир Иванов. 
Роль брата Барбары, Николая Радзивилла Рыжего, досталась Василию Сушицкому, засветившемуся в двух предыдущих проектах театра — «Вечары» и «Паўлiнцы»: 

— Да, к огромному сожалению, столетняя история Купаловского в прошлом году прервалась, многое было утеряно. Но благодаря этому сегодня появился новый нерв, новая энергия, которая есть только здесь и сейчас. 
У нас нет усталости, заштампованности. Глаз горит даже у тех, кто на порядок старше. 
В «Чорнай панне Нясвiжа», признается Василий, ему играть пока проще всего:

— В этом спектакле я намного ближе к своему персонажу, чем в любом другом. Даже в силу возраста: в «Паўлiнцы» и «Вечары» мои герои намного старше. Здесь же на сцене — фактически я, но с поправкой на предлагаемые обстоятельства.


Станиславу Артемьеву, исполнителю роли Радзивилла Чорного, всего 22. Для четверокурсника БГУКИ Купаловский — первое место работы. Во второй главной роли (первая была в «Паўлiнцы», где Стас сыграл Винцуся) актер все так же пытается найти новые смыслы и интерпретировать историю пятисотлетней давности по-своему: 

— Наш спектакль о любви в первую очередь. Спасибо старшим коллегам, которые прожили на этой сцене столько жизней: они поддерживают, помогают, подсказывают. Так я постепенно преодолеваю свой страх большой сцены, новой работы.



Чуть позже восстановленная версия «Чорнай панны Нясвiжа» наверняка обретет спокойное дыхание и задержится в репертуаре на долгие годы. 
Артисты отвечают не только за себя, но и за новую историю Купаловского. Приходите их поддержать. Ближайшие показы пройдут 16, 17, 21 и 24 июня.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter