Востребованы ли общественные бани в регионах?

Баня моет, баня правит. Кто ее поправит?

Для одних баня всего лишь обычная гигиеническая процедура. Для других — ритуал, философия жизни, задушевный разговор после жаркой парилки. Главное, как для первых, так и для вторых, чтобы и помыться, и поговорить было где, чтобы такое удовольствие не отягощало семейный бюджет. Работают ли общественные бани в регионах, востребованы ли они, возможны ли здесь альтернативные варианты? Об этом — в репортажах корреспондентов «СГ».
По данным МЖКХ, всего в республике 648 банных подразделений на балансе коммунальщиков. 
ГРОДНЕНЩИНА: КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ С ДОСТАВКОЙ

Сегодня в агрогородок парилка прибывает по графику

ИЗ-ЗА своей нерентабельности бани в сельской местности стали чем-то диковинным в последнее время. Нет, конечно, их не закрыли полностью. Но найти парилку, если она не принадлежит частнику, который пытается на легком паре построить бизнес, можно не в каждом районе. Почему? Во-первых, не единожды слышала от руководителей сельхозпредприятий: «Обслуживают баню три человека, столько же приходят мыться» или «Собираем людей автобусами даже из соседних деревень, а едут не более пяти, ради которых нужно содержать баню». Во-вторых, где же моются сельчане? Одни имеют свои удобства, другие привыкли применять по старинке тазики. И в-третьих, работники хозяйства решают эту проблему на комплексах и мехдворах, где работают, — они, как правило, оборудованы душевыми кабинами.



К тому, что по деревням курсируют машины доставки продуктов от частников и сетевых магазинов, люди привыкли. Как и к тем, кто оказывает услуги парикмахера или химчистки. А вот о помывочной на колесах мало кто слышал. Год назад в Щучинском районе открылась передвижная баня с парилкой. Идея ее создания исходила от директора РУП ЖКХ Андрея Шкиндерова, объект готовили к работе больше месяца на пилораме комхоза столяры-станочники Владимир Голубич и Алексей Щербатюк. Расчеты производил мастер Игорь Василевский, далее к процессу подключались сантехники и электрики. Из лодочного прицепа грузоподъемностью полторы тонны соорудили парилку, душевую с проточным водонагревателем и раздевалку, изнутри обшили все деревом и установили печь. Цена демократичная, час помывки стоит 2 рубля, два часа — 4. Банный фургон тащит за собой «уазик», одновременно могут мыться 5 человек.

Руководит этим коммунальным ноу-хау начальник участка транспорта ЖКХ Юрий Гирдь. Уверяет, держать мобильную баню гораздо рентабельнее, чем обслуживать стационарную:

— Их у нас немного в районе осталось — Каменка, Острино и Желудок, если не ошибаюсь. Какой смысл отапливать целое здание, когда приходят 2—3 человека? Одна мобильная баня выгоднее, чем открывать шесть обычных. Выезжаем на целый день по субботам и воскресеньям по графику, согласованному с сельисполкомами. Останавливаемся в больших деревнях и агрогородках, где есть вода, канализация и возможность подключения к электросети. Если сельисполком закажет выезд в мелкие деревни, поедем и туда. Парилка хорошая, клиенты не жаловались.

Любители легкого пара могут приходить со своими вениками или взять бесплатно у парильщика. Кстати, он и кассир, и уборщик, и водитель — четыре в одном. Таких универсальных работников два, они меняют друг друга. А это тоже экономия средств. Заработанные деньги проходят по кассе, как положено.

Есть другой пример из того же района. КСУП «Совхоз «Большое Можейково» стационарную баню взял под свою опеку. Экономисты сельхозпредприятия большой прибыли не видят, но и закрывать ее никто не собирается. Для посетителей она открыта в пятницу (женский день) и субботу (мужской). Билет 4 рубля, во времени не ограничивают. Кроме этого, помывочная сдается в аренду для проведения личных мероприятий и мини-корпоративов.

Возможно, мобильная баня не панацея от всех бед, но что неплохое подспорье в выполнении соответствующего социального стандарта — это точно. Это как раз тот случай, когда инициатива только приветствуется.

Наталья ЧАСОВИТИНА, «СГ»

chasovitina@sb.by


ГОМЕЛЬЩИНА: ТАРИФЫ НА ПОМЫВКУ В ГЛУБИНКЕ

Менее десяти не раздеваться

В прошлом году была открыта городская баня в Буда-Кошелево. Сейчас ее заполняемость не более 42 процентов, зимой, говорят, больше. 

Осматриваю современное моечное отделение с душевыми, парную с печкой-каменкой, рассчитанную на восемь человек. Отмечаю, что помыться в бане также смогут люди с ограниченными возможностями. Расположенный в здании буфет предлагает классический набор продуктов питания и напитков. На месте продаются и банные принадлежности.

Помнится, при открытии тарифы на помывку были такими же, как и в среднем по области: двухчасовой сеанс — шесть рублей. Потенциальные клиенты посчитали, что это дорого, обратились к руководству областного ЖКХ, и оно пошло им навстречу. Сейчас в Буда-Кошелево и других малонаселенных райцентрах и поселках банный сеанс стоит 4,5 рубля. В Мозыре, Жлобине и Светлогорске — 6,5. Для отдельных категорий граждан предусмотрены скидки. 

— Баня была реконструирована полностью: обновлены фасад, внутренние помещения, оборудование, заменены все коммуникации. Благоустроена прилегающая территория, — рассказывает заместитель председателя Буда-Кошелевского рай­исполкома Евгений Лисейчиков. — Кроме этой, в районе есть еще бани в поселках Уваровичи и Коммунар. Здесь заполняемость несколько ниже. 

Общественная баня в каждом более или менее крупном населенном пункте и уж тем более райцентре — социальный стандарт. Гражданин должен иметь возможность помыться в приспособленном для этого заведении. Не все живут в квартирах с ванными комнатами и душевыми, не все способны наколоть на зиму дров и регулярно топить собственные бани. В конце концов, можно жить в квартире, но при этом оставаться любителем пара.

— В нашей деревне при Советском Союзе была баня, был колхоз, — рассказывает Светлана Бушева из деревни Телеши Гомельского района. — А сейчас ничего нет. У некоторых в доме ванны, у кого-то своя баня. Ходят друг к другу попариться летом. А зимой что делать? В Гомель никто не ездит. За дорогу заплати, за баню заплати. Не наездишься. Дорого.

В государственном объединении «Жилищно-коммунальное хозяйство Гомельской области» держат банную тему на контроле: мониторинг обращений дополняют регулярные прямые телефонные линии, на которых фиксируются жалобы и предложения со всей области.

На Гомельщине сегодня 111 бань, которые находятся на балансе предприятий ЖКХ. По словам главного специалиста Галины Романовой, из них только 52 работают в штатном режиме, остальные — по заявительному принципу.

— То есть, если наберется 10 человек, тогда баня работает, — поясняет Галина Александровна.— В Гомельском районе 10 бань, но из них только одна в Зябровке работает в штатном режиме.

С тех пор как бани исключили из числа дотируемых учреждений, их количество в области несколько сократилось. С аукционов были проданы пустующие здания в Рогачеве, Калинковичах, Петрикове и Жлобинском районе. Выставили на продажу также объект в Добрушском районе. В Петрикове покупатель за одну базовую величину планирует сделать из бывшей бани жилой дом. 

Галина Романова отметила, что за первое полугодие окупаемость бань в области составила лишь 20 процентов. Безубыточно сработали за этот период лишь Мозырь, Жлобин, Светлогорск и Гомель. 

 — Только высокая загрузка поможет иметь прибыль, и тогда будут своевременные ремонты помещений, расширение ассортимента услуг, повышение их качества и так далее, — добавляет главный специалист. — Но посещаемость в последние годы только падает. 

В областном управлении ЖКХ подтверждают: если предпринимаемая оптимизация затрат не дает результата, идут на закрытие. Пока это больше касается села. Например, за три года из 31 бани в Калинковичском районе решили оставить в работе только 7. Заверяют — не о прибыли речь. Хотя бы выйти без убытков. Но получается не везде. Даже там, где работают практически на равных условиях. Выход один — вернуть бани сельских и малонаселенных пунктов снова на дотирование, чтобы оставить населению эту значимую услугу. 

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

vakulich@sb.by


БРЕСТЧИНА: МОЖЕМ, ЕСЛИ ЗАХОТИМ!

Городские с ольшанской и рядом не стояли

Вечер вторника. Подъезжаю к общественной ольшанской бане Столинского района, у крыльца сидят ее владельцы — супруги Денис и Наталья Кодоличи. Сегодня мужской день. Первые посетители уже обилечены и даже выходят красные, распаренные на улицу, чтобы с разбегу окунуться в озеро. Другие только паркуют бусы, легковушки и с вениками спешат купить холодненького кваса, и поскорее спрятаться в предбаннике от моей назойливой фотокамеры.



О том, что ольшанская баня выкуплена, причем за приличную сумму в 7 тысяч рублей, узнала более года назад. Я сама из здешних мест, а потому было интересно — кто они, энтузиасты, сумеют ли вдохнуть жизнь в когда-то колхозную, потом ставшую коммунальной парилку. Она была в плачевном состоянии, а ведь для трудолюбивого агрогородка, где живет 7,5 тысячи человек, этот объект номер один. И совсем не важно, что у каждой пятой семьи в Ольшанах есть собственная парилка. Общественная испокон веков была местом душевных посиделок. 

Супруги Кодоличи говорят, начиналось все просто. Задумали поставить собственную баню, а на общественной давно висело объявление о продаже. Позвонили, спросили — 12 тысяч рублей, торги утром. А когда торги не состоялись и цена снизилась вдвое, Кодоличи решили: банному делу быть. Тем более это уже семейное: отец Дениса Наум Кодолич был одним из лучших плотников, у него первого в соседних Оздамичах появилась собственная парилка.

По условиям аукциона, 10 лет из проданного здания не должен уходить крепкий пар. Пять месяцев шел капремонт. Меняли все — от стяжки до кровли, уцелели только стены. Вложили в объект более 40 тысяч рублей. Идеи подсматривали в интернете. Особая гордость хозяев — это большая купель из дуба с ледяной водой, стоила она тысячу долларов. Есть бодрящее ведро: дерни за веревочку — получишь заряд энергии. Многие горячие «моржи» прорубают зимой полынью в озере и закаляются.

Клиентам Наталья и Денис предлагают дубовые, березовые, липовые веники, чистые полотенца в аренду и напитки из холодильника. Билет стоит 8 рублей, для пенсионеров шесть, для детей четыре. Баня работает пять дней в неделю. Каждое утро Наталья и Денис три-четыре часа тратят на уборку, по понедельникам проводят генеральную. Две трети помещения пока пустуют, уже в арендаторы просились магазины бытовой химии, автозапчастей. Но Кодоличи пускать кого-то не спешат, говорят, есть свои задумки.

К половине девятого у бани полным-полно бусов и легковушек. Посидеть на свежем воздухе вышел директор СШ № 1 в Ольшанах Михаил Лемеза, парильщик с 23-летним стажем:

— Я всегда в парной начинаю с нижней полки, потом вторая, третья. И так несколько заходов. В полынью тоже сразу не ныряю, даю телу привыкнуть. В этом году был в общественных банях в Пинске и Минске. Городские и рядом не стояли с нашей, во-первых, ни по крепости, ни по легкости пара, а во-вторых, по эстетике.



Другие парильщики были не такие словоохотливые, свои ощущения описывали лаконично: «Баня — супер!», «То, что надо», «Не сравнить с тем, что было». По традиции в женский день, пятницу, парильщиц меньше, и парную они просят помягче. Зато от души нахваливают место — в первый же день работы комплекса одна из Столина, две местных написали в книге предложений и замечаний благодарность. А еще пожелание, чтобы крепкий пар из Ольшан не уходил долгие годы. 
В «Брестоблимущество» говорят, в 2018 году в хозоборот в регионе вовлечено 39 высвобожденных бань, 32 из них перешли в частные руки. 21 баня была продана, к примеру, 6 в Кобринском, 4 в Березовском, 3 в Ивацевичском, 2 в Малоритскоми и по одной в Жабинковском, Ляховичском и Столинском районах.

В 2019-м запланировано вовлечь в хозоборот 59 банных объектов. К примеру, две коммунальные бани в Дрогичинском районе переданы в частную собственность, семь в Ганцевичском, Ляховичском, Лунинецком и Малоритском уже проданы.
Наталья ОСТАПЧУК, «СГ»

ostapchuk@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter