Когда дед Шестак топил леспромхозскую баню, для наших мужиков наступал праздник...

Баня

Когда дед Шестак топил леспромхозскую баню, для наших мужиков наступал праздник. Заскорузлые лесорубы, шоферы, месяцами не вылезавшие из леса, в засмоленных робах, пропитанных мазутом и бензином спецовках в этот день собирались в бане. Она стояла на высоком берегу Бобра возле общежития, в котором жили шоферы с семьями. Дед Шестак с самого утра таскал на коромысле из Бобра воду, топил огромную печь–каменку. Из каменки, которая была сложена в парилке, через стену в помывочное отделение шла толстая железная труба к огромной деревянной бочке, в которой от этой трубы нагревалась вода. Рядом стояли еще две бочки поменьше для холодной воды. К концу дня камни на печке раскалялись, вода в трубе урчала и бухала, и в бочке был почти кипяток.


Вечером пришел с работы отец.

— Собери белье, схожу в баню, — сказал он матери, — и посмотри веник.

— Возьми малого, пусть помоется, — сказала мама и стала собирать нам с отцом чистое белье.

Была зима. Черное небо сплошь усыпано яркими звездами. Рогатый молодой месяц завис над Бобром. В домах тускло светились окна. Размашистой, напористой походкой отец с тазиком под мышкой шел впереди по рыхлому снегу. Я, восьмилетний пацан, бегом едва поспевал за ним, и когда мы пришли к бане, я вспотел. Мы вошли в просторный дощатый предбанник. На лавках бесформенными кучами лежала чья–то одежда, стояли валенки, сапоги. Через щели в предбаннике кое–где намело снега.

— Чего стоишь, раздевайся, — сказал отец, быстро разделся, взял тазик, мыло, веник и скрылся в бане. Густой столб пара вырвался из бани и ударил в потолок. Я разделся и, стараясь не ступать босыми ногами на снежные пятна на полу, заглянул в баню. Вначале я ничего не увидел. Сплошной туман. Керосиновый фонарь, висевший в углу бани, расплылся в мареве.

— Закрывай поддувало! — заорали мужики. — Кто это там? — пытались они разглядеть, а когда увидели, что это я, добродушно посмеивались: — Заходи, сейчас мы тебя попарим!

Я со всей силы захлопнул тяжелую дверь, стараясь среди голых тел найти отца. Он оказался совсем рядом, уже мокрый, взял меня за руку, подвел к скамейке.

— Садись, — сказал он и пошел набирать в тазик воду.

Повернув длинный железный рычаг крана, отец набрал горячей воды, ковшом разбавил холодной, потрогал, поставил передо мной тазик, дал кусок хозяйственного мыла.

— Сначала — голову, а потом — все остальное, — сказал он, взял веник и пошел в парилку.

Постепенно я огляделся. В бане было человек десять. Их бледные, несуразно длинные тела с черными лицами и кистями рук двигались от бочки с водой к скамейке, намыливались густой пеной, терли мочалками и вениками бока, руки, ноги, кряхтя и охая, обдаваясь из тазиков водой. За дверью парилки слышны были хлестания вениками, какие–то дикие вскрики, протяжное «о–хо–хо» и азартная команда: «Константинович, поддай духу!» За этим следовали всплеск, взрыв пара на каменке и страдальчески–счастливое «ай–яй–яй!» Казалось, что с них там сдирают кожу.

Я потрогал воду в тазике, намочил голову. Огромный кусок хозяйственного мыла выскальзывал из рук. Из парилки вывалился весь красный отец с каким–то таким же красным мужиком. Прямым ходом они направились в предбанник. Я мылил голову, живот, все, что мог достать, смывал теплой водой мыло, стараясь промыть глаза. Внезапно рядом оказался отец. Он обдал меня остатками воды, пошел набирать новый тазик.

— Молодец, Шестак, не пожалел дров! — сказал отец, ставя возле меня тазик. — А ну–ка повернись, — сказал он, взял еще теплый после парилки веник, намылил его и стал меня драить этим веником с головы до ног. Сломанный сучок на венике царапал мне кожу, но я терпел, пока отец не закончил эту экзекуцию. Отец поднял тазик и окатил меня свежей водой. «Готов! Беги одеваться», — сказал отец, довольный собой.

Когда мы пришли домой, сучка Пальма бросилась лапами мне на грудь и облобызала лицо. Папа сел ужинать под законные 150 граммов, а меня мама отправила на печь, принесла чая с вареньем, и я уснул крепким сном.

omr@tut.by

Фото "СБ"

Советская Белоруссия № 71 (24953). Суббота, 16 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter