Банкротство online и offline

Эксперты признали: паника в социальных сетях может использоваться для подрыва банковской системы

Тема череды банкротств американских банков уже неоднократно обсуждалась в медиа. Однако сейчас важно понять не просто финансовые механизмы краха банков, а исключительно психологические аспекты экономического поведения вкладчиков. Именно их массовые хаотичные действия привели к «набегу» на банк и изъятию депозитов. Для банков это худший сценарий… Впрочем, на поведение вкладчиков существенно повлияли социальные сети. Так, эксперты уже обозначили: банкротство американского банка Silicon Valley Bank (SVB) могло быть вызвано паникой в социальной сети Twitter, что делает его первым подобным случаем в истории банковской системы.

Слишком быстрое крушение

Напомним, в первой половине марта менее чем за двое суток разорился один из ведущих кредиторов IT-компаний Кремниевой долины SVB, спустя всего два дня за ним последовал нью-йоркский Signature Bank. К 10 марта вкладчики пытались вывести из SVB 42 млрд долларов. В итоге банк был закрыт регулирующими органами и передан Федеральной корпорации по страхованию вкладов (FDIC).
Но кто так управлял вкладчиками, что они резко побежали в банк снимать свои кровные? Почему ранее у них не было таких позывов?
Автор книги «200 лет американской финансовой паники» Том Вартанян задался этими же вопросами. И нашел ответы. По его мнению, в предыдущие кризисы паника среди вкладчиков растягивалась на недели, а не на часы. Это давало время регулирующим органам и государственным служащим развеять опасения и активно работать над исправлением ситуации.

Том Вартанян подчеркнул, что никогда еще банк не рушился так быстро:
— Быстрота кризиса и соцсети научили нас тому, что технологии делают неэффективной нынешнюю регулирующую структуру, которая была создана в 1930‑х годах.
Вся причина в так называемой коммуникационной революции, воздействие которой на поведение общественности активно росло с момента появления мобильных телефонов, беспроводного скоростного интернета и социальных сетей. Люди в кратчайшие сроки стали передавать друг другу информацию, в первую очередь трепетно-эмоциональную, связанную с близким к сердцу… деньгами.

Домыслы и твиты

Текущий банковский кризис был вызван руководством и владельцами стартапов, которые опубликовали в Twitter свои домыслы о надежности банка SVB.
Так, 9 марта, когда банк пытался привлечь новый капитал, пользователи соцсети упомянули SVB более 200 тысяч раз, некоторые руководители технологических компаний сеяли панику и писали о выводе своих средств из банка. Как отмечает портал Business Insider, банкротство SVB не произошло бы, если бы не влияние соцсетей.
Основатель и генеральный директор стартапа финансового программного обеспечения Runway Сики Чен удалил некоторые из своих первоначальных твитов о SVB, признав 13 марта, что «раздувать пламя банковского бегства — плохой образец для всех». Венчурный инвестор Марк Састер заявил также: «наша индустрия выстрелила себе в ногу». Позже один из основателей SVB посоветовал банкам более серьезно относиться к социальным сетям, указав, что «те же тактики, которые могут манипулировать выборами, могут использоваться для подрыва банка».

Интересно, что такая «волна эмоций» в социальных сетях привела к обвалу в том числе и европейских банков вместе с пенсионными фондами.
На прошлой неделе The Wall Street Journal сообщил, что, по оценке ведущих экономистов, сейчас 186 банков в США подвержены аналогичным рискам, как у SVB. В случае снятия средств незастрахованными вкладчиками застрахованные вкладчики могут столкнуться с обесцениванием, потому что у банка не будет достаточно активов.

Манипуляции и вбросы

Ранее, 14 марта, обозреватель американской газеты New York Post Джей Ньюман правдиво указал, что «…если вы можете хранить свои резервы в другой валюте или размещать их в активах, таких как золото или сырьевые товары, считается, что вы уже на полпути к безопасности».
После прочтения всех этих сообщений у вас не складывается впечатление, что к банковскому кризису американских граждан целенаправленно вели, манипулируя их эмоциями, сознанием и действиями?
По прошествии времени, возможно, и будет представлена информация о том, кто в действительности совершал эти вбросы. Но мы, белорусы, четко помним период с 2010 по 2020 год, как под воздействием различных деструктивных каналов (TUT.by, Charter97.org и иных) проводилось манипулирование экономическим поведением нашего населения в части покупки иностранной валюты.

Как объясняла в расследовании Ксении Лебедевой «Бай-бай, Тутбай…» одна из фигуранток уголовного дела, это так называемые самосбывающиеся пророчества: только кинь новость о том, что в скором времени доллар подорожает, — и люди бежали в обменники, курс начинал, естественно, расти на фоне чрезмерного спроса.
Получается, что Запад сам попал в свои же сети, против них кто-то использовал технологию управления экономическим поведением населения. Она применима не только в отношении банков, но и в части товаров. Публикации о скором дефиците продуктов первой необходимости неизбежно приводят к дефициту на фоне массовой скупки.
Белорусы это также помнят, но сейчас мы научились быстро реагировать на такие информационные вбросы и гасить любые «эмоциональные» экономические поступки населения. Это также можно считать нашим успехом в борьбе с коллективным Западом.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter