Сегодня на безнал приходится всего треть транзакций

Банкноты не сдаются

С конца лета банки начали примерять костюмы Дедов Морозов, высыпая на владельцев пластиковых карт лавину подарков, бонусов, скидок… К подобной щедрости их подтолкнули Нацбанк и Правительство. Естественно, косвенно, поставив задачу достигнуть в розничном товарообороте к началу 2016 года доли в 50% безналичных платежей. Цель амбициозная: сегодня на безнал приходится всего треть транзакций. И к этому результату шли доброе десятилетие. А теперь допрыгнуть до «полтинника» придется за 15 месяцев! Вот и разворачивают банкиры бурную деятельность, изощряются в раздаче пряников владельцам банковских карт.

Последние месяцы карточный рынок изобилует событиями


Последние месяцы карточный рынок изобилует событиями. Совместный дисконтный проект запустили ООО «Евроторг» и Беларусбанк. Совсем недавно ОАО «Технобанк» и платежная система «Белкарт» в карточках под названием «Талака» реализовали идею cash back: она предполагает возврат части потраченной суммы при безналичном расчете за покупку. 

Сэкономить удастся 1 — 3%. Не очень много, но все равно приятно. Несомненно, готовят свои предложения и другие участники карточного рынка. Если так пойдет и дальше, то скоро белорус будет держать в портмоне с десяток карточек для экономного использования бюджета. Несомненно, такая политика банков способна несколько перекроить структуру карточного рынка. Но скажется ли агрессивный маркетинг на доле безналичных платежей?

Ответ очень неоднозначный. Практически во всех странах, в которых значение бумажных денег сведено до минимума, в безнальные расчеты людей заманивали не только пряником, но и кнутом. И у нас нынче под административным давлением ширится сеть терминалов в торговых точках и предприятиях сферы услуг, множатся инфокиоски и другие интерактивные приспособления для денежных переводов. Но, по сути, плетку еще не доставали из-за голенища. По крайней мере, ее свиста рядовой потребитель и близко не слышал. 

А потенциал бонусов уже иссяк. Прорыв в развитии безналичных платежей может случиться, если «наличность будет неудобна и невыгодна», полагает директор ЗАО «Белкарт» Александр Сотников. Пока обуза бумажных купюр не столь однозначна. По крайней мере, все минусы не могут перебить один их важный плюс – анонимность. С корпоративной точки зрения банкноты являются хорошим товаром. Их даже Национальный банк продает комбанкам для поддержки наличной ликвидности. «Перебрасываются наликом» между собой и финансовые организации. Спрос порождает охоту банков за купюрами на потребительском рынке. Поэтому они выставляют низкие тарифы на инкассацию. Иногда эта услуга даже убыточна, но за счет других операций с наличностью удается заработать намного больше. 

Парадокс. С одной стороны, банковская система декларирует развитие безналичных платежей, с другой – ситуация на рынке делает для его участников купюры более выгодными, чем электронные транзакции. Пока противоречие не будет исправлено, а тарифы на инкассацию не станут стабильно выше эквайринга (обслуживание безнала), достижение амбициозной планки по развитию оплаты пластиковыми картами половины покупок будет реализовать крайне сложно. Если в принципе возможно. Разговор о совместной политике в области формирования тарифов между банками ведется, как заметил председатель правления ОАО «Технобанк» Дмитрий Михалевич. Полного понимания еще не достигнуто. Поэтому ключевые экономические стимулы пока играют не в пользу безнала.

volchkovvv@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter