Банки на выданье

Национальный  банк  рассчитывает  на  увеличение  притока  иностранных  инвестиций

Национальный  банк  рассчитывает  на  увеличение  притока  иностранных  инвестиций

Банковский сектор вполне может дать фору многим  другим отраслям белорусской экономики в вопросах привлечения иностранных инвестиций. В прошлом году в банковскую систему было вложено $ 65 млн. и 15,3 млн. евро. И тем не менее даже такой финансовый поток сложно назвать в достаточной мере «полноводным». Однако квота иностранного капитала в банковской системе, определенная в 25 %, может быть вскоре выбрана.

Национальный банк готов пойти на отмену ограничения участия иностранцев в капитале белорусской банковской системы. О том, что главное финучреждение страны допускает возможность увеличения квоты, еще несколько лет назад заявлял заместитель председателя правления Николай Лузгин. По его словам, иногда со стороны зарубежных организаций предъявляются претензии по поводу данного ограничения, в том числе и на переговорах по вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако если на тот момент квота воспринималась как порог временно не достижимый ввиду отсутствия заинтересованных инвесторов, то сегодня, с массовым приходом зарубежных банков на белорусский рынок, отечественная финансовая система незаметно приблизилась к этому рубежу. Как пояснил начальник главного управления банковского надзора Нацбанка Сергей Дубков, реализация поступивших в настоящее время предложений об увеличении уставных фондов за счет иностранного капитала позволит довести его долю до уровня существующей квоты. Ввиду того, что зарубежные инвестиции большей частью «приходят» в коммерческие банки, а белорусское правительство сегодня серьезно рассматривает возможность продажи части акций «Беларусбанка», а также нескольких банков, в уставных фондах которых присутствует доля государства, — «Белинвестбанка» и «БПС-Банка», необходимость пересмотра позиций очевидна. Кстати, только за первое полугодие 2008 года доля иностранного капитала в уставных фондах белорусских финучреждений увеличилась с 10 % до 17 %, и до конца года иностранные инвесторы могут вложить в уставные фонды отечественных банков еще около 200 млн. евро. 

В настоящее время совокупный уставный фонд белорусских банков составляет $ 2,4 млрд. При этом, по словам Сергея Дубкова, Нацбанк заинтересован в увеличении этого показателя. С другой стороны, нельзя не отметить, что прибыль белорусских банков увеличивается — в первом полугодии 2008 года она выросла на 60 %. Кроме того, за этот же период их активы выросли на 24 % — до 53 трлн. рублей. За этот же период активы, приносящие доход, достигли 88,9 % от их общего объема.

Вопросы увеличения квоты сегодня неоднозначно трактуются участниками финансового рынка. Оказалось, что многие из них как огня боятся конкуренции с зарубежными финансистами, а потому скептически относятся к усилению их позиций в республике. Нацбанк же, наоборот, утверждает, что опасаться нечего: белорусской банковской системе оккупация не грозит. Конечно, наши банки не идут ни в какое сравнение с зарубежными по размеру собственного капитала и качеству услуг. Однако прежде чем распахнуть двери перед западным капиталом, в Нацбанке не раз призывали белорусские финансово-кредитные структуры «укрупняться». Намекая, что в противном случае им не выстоять перед чужеземцами. Этот призыв поддержали в большинстве своем солидные отечественные банки. А вот «мелкие» участники рынка до сих пор имеют ряд крупных недостатков. Например, они из-за нехватки собственных средств не способны дать предприятиям «длинные» и выгодные кредиты. И уж тем более не смогут конкурировать с западными «монстрами» на рынках потребительского кредитования.

В целом приход крупнейших иностранных фининститутов для потребителя их услуг можно назвать лишь позитивным — конкуренция должна привести к повышению качества и доступности банковских продуктов. С другой стороны, риск постепенной экспансии иностранного капитала ставит под угрозу контроль государства над национальной банковской системой и денежными потоками. К примеру, в Восточной Европе примерно 90 % банковской системы перешло под контроль нерезидентов, и местные банки там практически не играют весомой роли. Поэтому консолидация отечественного банковского сектора и существенное повышение его капитализации особенно актуально в свете новых вызовов.

Вместе с тем проблема «захвата» банковского сектора стоит не так остро, как принято думать, отмечают аналитики. Сегодня в Беларуси практически не представлены крупнейшие мировые банковские группы, за исключением разве что «Raiffeisen», так что с точки зрения конкурентного давления на белорусский рынок все еще есть значительный потенциал роста. Однако специалисты отмечают, что уже через несколько лет выход на отечественный рынок будет сильно затруднен — он потребует более масштабных инвестиций и принесет гораздо меньше отдачи.

Пока же правила игры на финансовом рынке по-прежнему определяют доминирующие госбанки, но инвесторы понимают: вряд ли условия доступа на рынок для иностранного капитала будут когда-либо более благоприятными, чем сегодня. До недавнего времени их отпугивал и тот факт, что у Беларуси не было инвестиционного рейтинга, окончательно не устоялась законодательная база,а население после кризиса 1998 года не слишком доверяет банкам как финансовым институтам. Всплеск интереса к розничным банковским услугам начал проявляться у белорусов относительно недавно. К тому же, как неоднократно отмечали уже пришедшие на белорусский рынок «варяги», Беларусь чуть ли не единственная страна в Восточно-Европейском регионе, где еще можно свободно купить банк или страховую компанию по приемлемой цене. Если российские банки при продаже оцениваются в среднем четырехкратно по отношению к банковским активам, а в Украине этот показатель составляет один к трем, то Беларусь пока не может похвастаться высокой стоимостью финансового сектора. Как показала практика, в среднем реализованные пакеты акций оценивались в 1,5—2 раза выше уставного фонда. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter