Банкам будут прививать любовь к клиентам

Службу финансового омбудсмена намерен создать Нацбанк при Ассоциации белорусских банков. В переводе со шведского на русский труднопроизносимое заграничное слово означает «примиритель» или «третейский судья». Зачем он понадобился?

Службу финансового омбудсмена намерен создать Нацбанк при Ассоциации белорусских банков. В переводе со шведского на русский труднопроизносимое заграничное слово означает «примиритель» или «третейский судья». Зачем он понадобился?


За 10 месяцев этого года Национальный банк получил более 1.000 обращений. Каждая третья жалоба — о валютных и привязанных к ставке рефинансирования кредитах. Выплачивать их в нынешних условиях совсем непросто... Регулярный «читатель» таких писем — Сергей Дубков, заместитель Председателя Правления Нацбанка: «Мы внимательно изучаем и рассматриваем обращения граждан, но за короткое время разобраться в кредитной истории, которая длится 5 — 6 лет, невозможно. И неправильно, когда орган госуправления, не уполномоченный вмешиваться в частную деятельность банков, выступает третейским судьей».


В конце октября на заседании Правления Нацбанка рассматривали вопрос — «о повышении финансовой грамотности населения». Создана рабочая группа, а в Ассоциации белорусских банков — комитет из 20 банкиров и «старейшин» финансовой сферы. В ближайшее время им предстоит внимательно изучить международный опыт (в России и Казахстане государственные программы повышения финансовой грамотности населения приняты несколько лет назад), обобщить разумные предложения и сформировать юридическую базу. Сергей Дубков не исключает, что, возможно, понадобится отдельный закон о защите прав потребителей банковских услуг.


Но самый любопытный вопрос: кто у нас станет финансовым омбудсменом? Международная практика — назначить самого опытного, уважаемого и кристально честного банкира, которому банки делегируют полномочия по урегулированию конфликтов. «Среди белорусских банкиров тоже есть профессионалы, достойные занимать столь ответственную должность, которые хорошо знают не только современную банковскую систему, но и советскую, обладают энтузиазмом, энергией, имеют интерес и желание работать», — высказал свое мнение Сергей Дубков.


Надо сказать, что работа банковскому омбудсмену предстоит непростая. Я вот, например, до сих пор не знаю, что ответить вежливому, интеллигентному пенсионеру из Минска Константину Романовскому, который с мая регулярно приносит в редакцию письма с вопросом: почему Национальный банк не защитил сбережения граждан от инфляции? «Недавно получил комментарий Нацбанка, — сообщает в очередном письме Константин Романовский. — Мне почему–то долго и настойчиво начинают рассказывать о мировом финансовом кризисе, о причинах обесценивания белорусского рубля к доллару. При чем здесь доллар, если обесценивание рубля произошло к хлебу, мясу и молоку? Еще больше не понял ссылку на то, что Нацбанку нужно учитывать интересы тех граждан, которые воспользовались кредитными ресурсами для строительства жилья или на потребительские нужды. Это тонкий намек на то, что заемщиков должны поддерживать вкладчики? С какой стати? При этом ни слова, откуда в прошлом году взялась такая чистая прибыль банков, что один из них занял второе место в стране по доходности после «Беларуськалия»? Хочется также спросить, что означает обязательная к исполнению формулировка: «Государство гарантирует возврат вкладов в полном объеме». Под объемом понимается количество ранее отданных на хранение купюр, их вес или все–таки набор материальных благ, которые можно купить на накопления год назад и сейчас?» Такая вот занятная переписка...


Думаю, хорошо, что у нас наконец появится специалист, который будет готов отвечать на подобного рода вопросы. Кроме того, полагаю, ему придется одергивать банки, которые рекламируют одни процентные ставки по кредиту, берут в несколько раз большие, хитрят с доходностью по депозитам, пишут баснословные проценты штрафных санкций в договорах и предлагают кабальные условия перевода валютных кредитов в рублевые. Хотя на этот счет имеется прямое указание Нацбанка — изменять валюту обязательств по кредиту и устанавливать такой размер процентов за пользование деньгами, при котором сумма ежемесячных платежей не превысит 50 процентов совокупного дохода семьи. Увы, далеко не все банки прислушались к этим рекомендациям. Возможно, «третейский суд» возымеет действие...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter