Банька на «своем» берегу

Лепельщину не случайно называют жемчужиной Беларуси. На территории района находятся 136 озер и 20 малых рек. Поэтому здесь особенно актуальна проблема соблюдения требований Кодекса о земле и природоохранного законодательства...

Лепельщину не случайно называют жемчужиной Беларуси. На территории района находятся 136 озер и 20 малых рек. Поэтому здесь особенно актуальна проблема соблюдения требований Кодекса о земле и природоохранного законодательства при предоставлении и использовании земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах озер, рек и водоемов. Именно в Лепельский район отправился в командировку наш корреспондент. 

Зарисовки  с  натуры 

Адрес первый – озеро Лепельское, что практически омывает райцентр. В застраивающемся  микрорайоне Беленица  один за другим растут коттеджи. Чувствуется, что местные власти, выделяя земельные участки застройщикам, позаботились о том, чтобы при этом было соблюдено соответствующее законодательство.  Но рядом, на самом берегу, в нескольких метрах от водной глади, притулилась бревенчатая баня. По внешнему виду не самая новая. Судя по всему, эксплуатируется не первый год.  Рядом с баней оборудован столик и скамейки, стоит приличных размеров мангал. В коробке – следы недавнего застолья: с полсотни пустых бутылок из-под пива и водки… 

Адрес второй – озеро Мухно. Спрятанное в лесу, таинственно-дикое и просто очаровательное. Высаживаемся из машины и спускаемся  вниз, к водной глади. К нам подплывают четыре молодые непуганые дикие утки. Подкармливаем их хлебом, находясь от дичи буквально на расстоянии вытянутой руки. На берегу, где-то в сотне метров от чистейшей воды, оборудованы беседка, а также столик с мангалом, самодельной раздевалкой. Тот, кто отдыхал здесь последним, оставил после себя, можно сказать, идеальный порядок.  Благодать и идиллия, лучшее место для отдыха трудно найти. А главное – не обнаружено ни одного факта захвата берега путем постройки бань и других строений. 

Адрес третий – озеро Неколочь. Его максимальная глубина –10,5 метра. Озеро   содержит 3,8 миллиона кубометров пресной воды. Богатство по нынешним временам немалое. Рядом трасса Минск – Витебск и деревня Бор.  Прямо на берегу обосновались бани, другие строения. Некоторые из них огорожены забором. Захочешь в этом месте подойти к озерной глади, освежиться в жару, да не сможешь. Не случайно владельцы строений называют берег своим. 

Как  «хозяев»  Неколочи «расколотили» 

Весной нынешнего года работники прокуратуры Лепельского района совместно со специалистами Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, землеустроительных служб провели проверку соблюдения земельного и природоохранного законодательства в прибрежных полосах и водоохранных зонах водных объектов. Особое внимание они уделили прибрежной полосе озера Неколочь и тем, кто в этом месте возвел постройки. Фактов для вмешательства нашлось немало. 

Так, решением Каменского сельского исполнительного комитета от 21 мая 2003 года Л. Ясинову для строительства и обслуживания жилого дома в деревне Бор предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок общей площадью без малого пятнадцать соток. Этого Ясинову показалось мало. В нарушение норм действующего природоохранного законодательства он самовольно захватил и оградил забором участок прибрежной полосы озера Неколочь, на котором построил баню. 

Самовольный захват земель прибрежной полосы этого озера и строительство на ней бань, как установила районнная прокуратура, произвели и многие другие. Всем им на основании решений Каменского сельского исполнительного комитета в водоохранной зоне озера Неколочь предоставлялись земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов. После того как были выявлены эти факты (их собралось полтора десятка), прокурор Лепельского района Александр Сидорович внес представление Лепельскому районному исполнительному комитету об устранении нарушений природоохранного законодательства. 

Райисполком, вынося решение о переносе незаконно возведенных строений на те участки, которые были выделены, дал нарушителям некоторое время на раздумья, предписав им самостоятельно решить вопрос о переносе бань с самовольно захваченной прибрежной полосы на участки, которые им выделялись сельисполкомом. В течение отведенного срока зашевелились лишь те, кто только собирался баню строить. От греха подальше они убрали заготовленные материалы на свои официально выделенные земельные участки. А вот те, кто бани уже построил, стали выжидать, наверное, надеясь в душе, что шум пройдет и все уляжется. 

Среди нарушителей природоохранного законодательства есть и руководители различного масштаба, некоторые являются депутатами. Причем далеко не все владельцы бань на самом берегу Неколочи – местные. 

Почему  убивалась жена мурманского подводника 

Когда я беседовал с прокурором района А. Сидоровичем, ему по телефону доложили, что начал проводиться снос бани, возведенной  Ю. Блюдым. Все проходит мирно. 

Но не успели мы с Сидоровичем закончить разговор, как на прием к нему попросилась  женщина. 

— Я Денисенко Ирина Владимировна, педагог, родом из Беларуси, — представилась она со слезами на глазах. – Жена капитана первого ранга, живем в Мурманске втроем, с сыном. Мой муж — подводник. Горел в мирное время в подводной лодке. Награжден орденом и медалью. Вы, Александр Васильевич, тоже человек военный, переезжаете с места на место и способны нас понять. 

— Излагайте свою проблему, — предложил главный законник района. 

— Еще осенью 1991 года мы построили в деревне Бор баню. С разрешения местных властей. Если бы они нам сказали, что строить ее нельзя, мы бы, поверьте, ничего не строили бы. Наше упущение в том, что мы вовремя все не оформили. 

  У вас, Ирина Владимировна, есть госакт на земельный участок? – поинтересовался Сидорович. 

Вместо него посетительница протянула акт о пожаре отцовского дома. Из него следовало, что пожар случился по причине короткого замыкания в электропроводке. 

— В 1991 году, когда мы строились, не было никакого указа о прибрежной полосе. Везде были бардак, неразбериха. 

— Не правы вы: «водоохранная зона», «прибрежная полоса» не новые понятия. Они были и в годы перестройки, — возразил Сидорович. 

— Но ведь нам разрешили строительство… 

— С чиновниками мы разберемся, коль они нарушали законодательство. 

— Очень вас прошу: помогите оставить баню на старом месте, — настаивала жена доблестного подводника. 

— Да, Ирина Владимировна, я, как прокурор, наделен достаточно большими полномочиями. Но против закона поступать не могу, — Сидорович был непреклонен. 

— Но некоторым владельцам, я слышала, оставляют бани, — не сдавалась посетительница. 

— Нет, никому поблажки давать мы не будем… 

Некоторые  лепельские особенности 

Можно представить, сколько слез, обид и угроз было в последнее время по поводу сноса строений, воздвигнутых с нарушением закона в прибрежной полосе. Отстаивая свою, кровную, недвижимость, пусть и возведенную с нарушением закона, люди умело пользуются разного рода нестыковками, противоречиями, а то и упущениями, которые имели место и не исправлены в прежние времена. Например, упрощенческим, безответственным подходом прежних руководителей местных органов, особо не соблюдавших букву закона при решении такого рода вопросов. 

Так, Ирина Денисенко заявила, что ее семья построила баню на берегу в 1991 году, а документально подтвердить это не смогла, сославшись на то, что документы сгорели во время пожара. Думается, она не случайно назвала именно этот год. Дело в том, что с начала 1992 года начало действовать соответствующее постановление Лепельского райисполкома, которым регулировались вопросы водоохранной зоны и прибрежной полосы. Требование такое, что те же бани не могут быть построены ближе 35 метров от водной глади, если именно такое расстояние утверждено решением райисполкома применительно к конкретному озеру. 

Вроде бы все понятно. Но порой так сложно добиться выполнения этого требования. В самом Лепеле (исторически так сложилось) пятая часть строений расположились в прибрежной полосе, в 80 процентах – в природоохранной зоне. Естественно, никто их не собирается сносить. Нормы для этих зданий установлены с учетом фактической застройки. Согласно решению Лепельского райисполкома от 5 июня 2006 года, минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, расположенных в черте города Лепеля и населенных пунктов района, составляет 200 метров, минимальная ширина прибрежной полосы – 30 метров. Причем в пределах границ прибрежных полос функционирование ранее возведенных строений допускается только при наличии организованной централизованной канализации, отвода и очистки загрязненных сточных вод либо устройства водонепроницаемых выгребов с последующим вывозом их содержимого. Районной инспекцией природных ресурсов и окружающей среды всем председателям сельских исполнительных комитетов Лепельского района внесены предписания о недопустимости нарушений природоохранного законодательства. Но мало вынести предписание – куда сложнее добиться его исполнения. 

В последнее время под руководством одного из заместителей председателя Лепельского райисполкома по каждому озеру, водоему, реке проводится крупномасштабная инвентаризация, в ходе которой выявляется немало нарушений природоохранного законодательства. Она крайне необходима, чтобы знать истинное положение дел, реальную картину с возведением тех же бань, других строений по каждому из 136 озер и 20 рек района. 

Алгоритм  прокурорских  действий 

— Мы находимся, — делится своими мыслями прокурор Лепельского района Александр Сидорович, — в самом начале большого пути по наведению порядка в охраняемых законом природоохранных зонах и прибрежных полосах. Скрывать нечего: многие строения, незаконно возведенные на берегах озер и рек, придется сносить. Хотелось бы, чтобы владельцы бань и других строений с пониманием отнеслись к необходимости таких  мер и сносили постройки добровольно. Если такое понимание не проявится, снос будем осуществлять принудительно. Издержек, вполне вероятно, в таких случаях окажется больше. Но и местные, и заезжие  любители банек, захватившие  места на озерном либо речном берегу, должны понимать: нельзя и дальше так нецивилизованно относиться к прибрежной земле и к самим водоемам. Как развивать в нашем районе, скажите, тот же эко- и агротуризм, если по берегу удивительно красивого озера не пройти? Любители банного и иного отдыха даже возводят высокие заборы. И хотел бы, да не можешь в этом месте подойти к воде, чтобы, скажем, порыбачить или искупаться. Конечно же, прокуратура не может мириться с такими безобразиями. 

— Алгоритм наших прокурорских действий, — продолжил излагать свои планы Сидорович, — определен, резких колебаний и отхода от этой линии  не будет. Порядок на земле, в благодатном Лепельском районе, который я называю второй Швейцарией, будет наводиться решительно, без скидок на былые заслуги и высокие должности. На одном из совещаний я высказал сожаление, что у нас нет таких решительных и отчаянных защитников природы, каким является заместитель руководителя российской Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь. Тогда бы нам, прокурорам, легче было бы наводить порядок. Но вне зависимости появятся или нет у нас такие помощники, против закона мы никогда не пойдем. 

Мне довелось убедиться в искренности этих слов, твердости позиции Александра Васильевича. Сидорович недавно, с ноября минувшего года, назначен прокурором Лепельского района. До этого работал на различных должностях. В том числе осуществлял надзор за оперативно-разыскной деятельностью органов внутренних дел, работая в соответствующем отделе прокуратуры Витебской области. Требуемую информацию он умеет собрать. Да и опыт в  надзоре за соблюдением природоохранного законодательства приобрел немалый. До переезда в Лепель работал прокурором Городокского района,  где пришлось  решать немало сложных природоохранных проблем. Думается, что желаемый результат будет достигнут Александром Сидоровичем и при осуществлении прокурорского надзора за природоохранным законодательством в Лепельском районе. Компетентности и напористости ему не занимать. А то обстоятельство, что в районе он человек новый и не оброс связями и знакомствами (у иных правоохранителей они висят, как гири на руках и ногах, сковывая их инициативу), также добавляет уверенности в том, что благородная и сложная миссия прокурором будет выполнена. 

P.S. Когда статья была подготовлена к печати, стало известно, что бани и другие строения, незаконно возведенные на берегу озера Неколочь, снесены. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter