В Минске начал работу XI Международный форум по банковским технологиям

Банк в «цифре»

Даже человека из 80-х годов прошлого века, когда уже примерно представляли, как должно выглядеть наше цифровое будущее, смутили бы многие нынешние разработки, кажущиеся большинству из нас вполне обыденными. Интернет- и sms-банкинг, скоринг и сложные CRM-системы. То ли еще будет — прогресс не стоит на месте, и информационные технологии становятся все более изощренными, но при этом все больше и больше упрощая нам жизнь. Как это водится, флагманом их внедрения является банковский сектор — в этом году на такие цели наши банки потратили почти треть всех своих инвестиций.


В Минске начал работу двухдневный XI Международный форум по банковским технологиям «БанкИТ», он уже собрал более 1,2 тыс. участников. Специально к мероприятию один из его организаторов — Ассоциация «Инфопарк» — провел исследование рынка информационных технологий в банковской сфере. Оказалось, в 2013 году суммарные затраты на приобретение, техподдержку и сопровождение ИТ в банковской системе составили 1,9 трлн. белорусских рублей и в сравнении с 2012 годом выросли на 65,8%. На 2014 год банки запланировали рост бюджета на ИТ на 33,8%. В этом году 61% банков-респондентов заявили, что их ИТ-бюджет увеличился — это демонстрирует растущую заинтересованность банков в автоматизации своей деятельности и их ориентацию на большее использование возможностей ИТ-решений в конкурентной борьбе за клиентов.

Почему именно банковская система — один из ключевых потребителей информационных технологий? Во-первых, у банкиров банально больше денег, а во-вторых, они таким образом пытаются создавать для себя лояльных клиентов. Решают задачи, связанные с качественным, оперативным и безопасным обслуживанием физических и юридических лиц, а это невозможно решить без автоматизации обслуживания. К тому же высокая конкуренция в банковском секторе и необходимость повышения эффективности деятельности заставляет банки постоянно внедрять на рынке новые продукты и расширять способы предоставления услуг, повышать их безопасность и качество, уверяет зампредседателя правления Нацбанка Сергей Дубков.

Красной нитью через мероприятия форума прошла мысль о том, что в современных условиях банкам, работающим на белорусском финансовом рынке, все же необходимо меняться — поактивнее внедрять мобильные и онлайн-сервисы. Иначе они просто рискуют не только потерять свою долю рынка, но и даже оказаться полностью с него вытесненными. Учитывая интеграционные процессы в рамках Единого экономического пространства, число технически продвинутых конкурентов должно заметно вырасти.

В числе перспективных направлений для развития специалисты называют технологии, позволяющие организовать прием выручки через устройства самообслуживания (банкоматы с функцией ресайклинга), осуществление более полной интеграции устройств самообслуживания и CRM-систем и даже оснащение вендинговых аппаратов (кофе-машин и игровых машин) оборудованием для приема платежных карточек.

Специалисты с сожалением признают: несмотря на целый ряд принятых нормативных правовых актов, в стране до сих пор отсутствует документ, комплексно объединяющий в себе вопросы информатизации и определяющий среднесрочную и долгосрочную стратегию развития и применения информационных технологий. «Да, принят и реализуется ряд госпрограмм, таких как «Электронная Беларусь», «Электронное правительство», Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011—2015 годы и другие. Но не открою секрета, что результатом всех этих документов является решение локальных задач информатизации разрозненных отдельных функций министерств и ведомств. А вот документа, содержащего, во-первых, комплексный анализ состояния вопросов применения информационных технологий, во-вторых, определяющего технологически и экономически обоснованные принципы и направления информатизации для всей страны до сих пор так и не разработано», — признает Сергей Дубков.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter