
ЕАБР и БелАЗ подписали соглашение о реструктуризации задолженности предприятия. В мае прошлого года стороны договорились об открытии кредитной линии в размере 75 млн долларов сроком на 3 года для закупки материалов и комплектующих, необходимых для производства карьерных самосвалов и другой техники завода-гиганта. «Но у БелАЗа возникли сложности с реализацией продукции, и предыдущий график платежей оказался неподъемным, мы вышли на переговоры и завершили их с результатом», — рассказал Дмитрий Панкин.
А вот на встрече с Правительством обсуждалась в том числе стратегия развития банка и реализация проектов с нашей страной. Сейчас государства-участники банка определяются, должен ли ЕАБР концентрироваться только на интеграционных проектах или работать более широко, т.е. в принципе по проектам развития. Мнения присутствуют разные, в частности, белорусская сторона придерживается позиции, что банк должен участвовать в более широком спектре проектов, не ограничиваясь исключительно интеграционными. «Это ключевой вопрос выбора дальнейшей стратегии — будем ли мы идти на крупную докапитализацию банка, чтобы он мог вести масштабные проекты, которые оказывают системное воздействие на экономику наших стран», — рассказал Дмитрий Панкин.
Что касается вопроса предоставления нового кредита, за которым наша страна обратилась в марте нынешнего года в Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), то он будет обсуждаться 24—28 августа во время визита Комиссии Евразийского банка. Она рассмотрит и причины невыполнения условий получения шестого транша предыдущего кредита объемом в 3 млрд долларов.
— Миссия наших экспертов еще раз посмотрит невыполненные условия, меры, касающиеся денежно-кредитной политики, изучит, что сохраняет свою актуальность, где можно изменить свою позицию, сблизить позиции сторон. Планируется детальный диалог по каждому показателю. Допустим, валютные резервы: что выполнено, что нет, какие остаются разногласия. Объем кредитования экономики — что выполнено, что не выполнено… Какой уровень возмещения тарифов ЖКХ, транспортных тарифов… Надеюсь, мы сможем найти компромисс, — заявил Панкин. И добавил: — Не важно, по сути, договоримся мы о транше или о новом кредите. Фактически вопрос стоит так: давайте разберемся с невыполнением условий по предыдущему кредиту и на основе этого будем принимать решение.
Что касается суммы кредита, Дмитрий Панкин обратил внимание, что кредитование идет за счет Антикризисного фонда ЕврАзЭС (переименованный в Евразийский фонд стабилизации и развития — М.Д.). Он формируется за счет взносов стран-участниц, прежде всего России, так что вопрос к ее бюджету.
Беларусь в первой половине нынешнего года подала заявку на новый кредит в размере 3 млрд долларов в Антикризисный фонд ЕврАзЭС. В начале июля Евразийский банк развития проинформировал, что ЕФСР готовит заключение по заявке Беларуси на получение кредита. Недавно председатель правления Нацбанка Павел Каллаур сообщил, что окончательная сумма кредита будет зависеть от ряда факторов, в том числе и от оценки состояния белорусского платежного баланса и от возможностей самого фонда. При этом совет ЕФСР поручил доработать матрицу экономических реформ, которая может быть поддержана кредитом. В ближайшие месяцы, планируется, поручение будет выполнено.
— Сейчас крайне сложная макроэкономическая ситуация и для России, и для Беларуси — самое время заниматься структурными реформами. Без этого построить новое на старой модели экономики, ориентированной на экспорт нефти и дотациях из этой сферы в другие, нельзя. Необходимо развивать другие отрасли, средний бизнес, но для этого нужна другая структура экономики, в большей степени ориентированная на рынок, и в меньшей — на государственные стимулы развития. Кроме того, этот год показал, что странам региона нужна скоординированная монетарная политика. Если в России проводится политика плавающего курса, то фактически Казахстану или Беларуси сложно удержать валютный курс в более фиксированном режиме, — поделился мнением председатель правления Евразийского банка развития.
СПРАВКА
ЕАБР — международная финансовая организация, учрежденная Россией и Казахстаном в январе 2006 года с целью содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. Государствами-участниками банка являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.
m_druk@mai.ru