Банк остался не у дел...

С 1 апреля вступил в силу Указ Президента «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь». Это первый такой документ, регулирующий формирование и деятельность холдингов в нашей стране. Он расширяет возможности хозяйствующих субъектов АПК с использованием рыночных инструментов по принципу «производство — переработка — реализация готовой продукции». <br><br> Как лучше организовать эту работу, какие возможности открывает исполнение данного документа, что мешает воплощению его в жизнь? Об этом рассуждает кандидат экономических наук, заведующий сектором кооперации и интеграции Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Михаил ЗАПОЛЬСКИЙ.

Почему сдерживается создание агрохолдингов в отечественном АПК?

С 1 апреля вступил в силу Указ Президента «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь». Это первый такой документ, регулирующий формирование и деятельность холдингов в нашей стране. Он расширяет возможности хозяйствующих субъектов АПК с использованием рыночных инструментов по принципу «производство — переработка — реализация готовой продукции».

Как лучше организовать эту работу, какие возможности открывает исполнение данного документа, что мешает воплощению его в жизнь? Об этом рассуждает кандидат экономических наук, заведующий сектором кооперации и интеграции Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Михаил ЗАПОЛЬСКИЙ.

РЕСПУБЛИКА находится на первой стадии становления и реализации рыночной концепции кооперации и агропромышленной интеграции. При этом ученым и практикам понятно, что только экономический интерес составляет основу развития таких процессов, формирует прослойку заинтересованных товаропроизводителей-собственников, осуществляющих свою деятельность на принципах предпринимательства и бизнеса. В этом отношении классический холдинг представляет собой объединение хозяйствующих субъектов различных отраслей и сфер деятельности, сохраняющих статус юридического лица, для ведения совместной деятельности по производству, переработке и реализации продукции.

З А П О Л Ь С К И Й Михаил Иванович почти 20 лет проработал на экономических должностях в сельском хозяйстве, пять лет возглавлял отделение ОАО «Белагропромбанк» в г. Речица. Окончил докторантуру. Последние годы занимается научными исследованиями в области кооперации и интеграции в АПК. Автор многих научных работ по проблемам агропромышленной интеграции.

Здесь мы не являемся первопроходцами и уже значительно отстаем от наших соседей — России и Украины. Например, практика хозяйствования в АПК России насчитывает множество агропромышленных холдингов, которые формируются по разным моделям — интеграция сверху (за счет привлечения бюджетных средств и разработок ученых), интеграция снизу (создаются региональными органами управления), холдинги формируются бизнес-элитой из других отраслей экономики (нефтегазовой, металлургии, финансовых структур), которые вкладывают капитал в окупаемый агробизнес. Аналогичные процессы идут и в Украине.

В ОТЕЧЕСТВЕННОМ АПК при создании холдингов важен способ их формирования: создание головной компании в виде нового юридического лица либо его выделения на базе уже существующего.

В Указе главы государства холдинг определяется как объединение коммерческих организаций (участников холдинга), в котором одна из них является управляющей компанией в силу возможности оказывать влияние на решения дочерних компаний на основании владения 25 процентов и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга.

Однако не совсем понятно, каким образом владение четвертью акций в дочерних компаниях даст возможность управляющей компании оказывать влияние на принимаемые ею решения. Как правило, для этого необходимо минимум 50 процентов плюс одна акция.

Практика показывает, что основным условием эффективного функционирования холдингов в АПК является добровольность их создания. Однако в условиях развития рынка реализация принципа добровольности сдерживается многими факторами, в том числе наличием значительных долговых обязательств у потенциальных участников агрохолдингов, различными организационно-правовыми формами, психологической неготовностью многих руководителей к совместной работе.

В этом плане интересны результаты опроса среди начальников сельхозуправлений 40 районов республики. Они показали, что 92,5 процента респондентов нуждаются в дополнительной информации о порядке создания и работы холдингов, при этом почти четверть из них хотели бы получить ее из газет. Подавляющее большинство руководителей районного уровня уверены: участие в КИСах улучшит экономику организаций (в первую очередь сельскохозяйственных), однако инициирование таких процессов должно исходить от руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов.

Опрос также показал, что многие уже имеют опыт участия (либо создания) интеграционных структур на региональном уровне, который они на 66 процентов оценили как положительный, а 34 — как отрицательный. При этом успешное функционирование таких структур связывается с устойчивым производственно-финансовым состоянием предприятий-интеграторов.

И еще. Более 70 процентов руководителей районных аграриев высказались за создание интегрированных структур. По их мнению, это повысит не только экономическую эффективность отрасли, но и социальный статус сельской жизни.

Однако, несмотря на сдерживающие факторы, органы хозяйственного управления на первом этапе вынуждены будут активно использовать административные рычаги создания таких структур, ставить на первый план организационно-экономическую целесообразность, отодвигая на второй план принцип добровольности. При этом необходимо решить ряд правовых вопросов для успешной деятельности агрохолдингов. В первую очередь надо предоставить возможность коммерческим банкам быть полноправными участниками холдингов. Пока же без согласия Нацбанка коммерческий банк не может проводить инвестиционную деятельность за счет собственных средств, не вправе осуществлять производственную или торговую деятельность и может являться участником только некоммерческой ассоциации. Понятно, что такие правовые ограничения противоречат сути деятельности холдингов и финансово-промышленных групп.

НАГЛЯДНЫЙ пример — деятельность Жлобинской аграрной финансово-промышленной группы, которая была создана в 2002 году на базе местного мясокомбината с участием банковской структуры. Несмотря на большие ожидания, участие отделения ОАО «Белагропромбанк» в г. Жлобине в деятельности финансовой группы ограничилось только кредитованием текущих потребностей ее участников. С 2003 по 2006 годы банком выдано 1,5 млрд. руб. краткосрочных кредитов по сниженной процентной ставке, а долгосрочные кредиты на модернизацию производства участников АФПГ вообще не выдавались.

Более того, формальное участие банка в финансово-промышленной группе, возникшие конфликтные ситуации между руководством центральной компании и отделением банка предопределили перевод расчетных счетов мясокомбината в другое кредитно-финансовое учреждение. Решение предприятия-интегратора не имело для него никаких финансово-правовых последствий и фактически прекратило участие отделения банка в работе группы.

Требуют правового решения также вопросы налогообложения и консолидированного учета деятельности агрохолдингов. Например, в Налоговом кодексе понятие «холдинг» вообще отсутствует, что обязывает его участников самостоятельно уплачивать все налоги. Очевидно, что отсутствие возможности применять режим консолидированного налогообложения значительно снижает практическую привлекательность и эффективность такой структуры. В белорусском законодательстве также отсутствуют рыночные элементы консолидированной отчетности в агрохолдингах, что не позволяет руководителям получать реальную картину экономического состояния холдингов.

ТЕМ не менее интеграционные процессы уже не остановить. По данным Минсельхозпрода, в отечественном АПК функционирует примерно 110 кооперативно-интеграционных структур (среди них холдингов пока нет), которые имеют различные формы взаимодействия и степень интеграции. Все они созданы в процессе рыночного реформирования АПК, где за последнее десятилетие реформировано 938 сельскохозяйственных организаций (844 — путем присоединения, 89 — путем продажи, 5 — ликвидировано) и 94 перерабатывающих предприятия. При этом в развитие производственной сферы и социальной инфраструктуры реформируемых предприятий инвестировано около 14000 млрд. руб., в том числе собственные средства интеграторов составили около 45 проц.

Полагаю, что данная тенденция сохранится и в дальнейшем, а вступивший в действие Указ № 660 будет способствовать объединению хозяйствующих субъектов АПК в крупные и крупнейшие интегрированные структуры холдингового типа на основе концентрации производственно-финансовых ресурсов предприятий различных подкомплексов с целью повышения эффективности функционирования аграрной отрасли.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter