Спецхран: бандитская дружина Шостака (часть 1-я)

Бандитская шайка Шостака

Продолжаем знакомить читателей со злодеяниями польских бандитов в освобожденной от гитлеровцев Западной Белоруссии. Наш новый рассказ — взгляд «извне» и «изнутри» на аковцев, орудовавших в районе Ганцевичей.

В конце июня 1944 года вместе с гитлеровцами в сторону Бреста направился в полном составе и целый батальон Армии Крайовой, дислоцировавшийся на Столбцовщине: 860 солдат и офицеров, 150 подвод обоза. Отступлением руководил командир батальона поручик Адольф Пильх , имевший документ Минского СД о беспрепятственном движении.

Згирский, он же Шостак…

В сборнике документов и материалов «Польша — Беларусь. 1921—1953», переизданном в 2018 году, этой фамилии нет. Однако старожилы Ганцевичского района ее, возможно, помнят. Хранят ее и белорусские архивы. Сегодня пришло время ее озвучить — исторической справедливости ради.

Адольф Пильх.
22 декабря 1945 года житель Клецкого района Барановичской области Иван Антонович, поляк по национальности, 1907 года рождения, дал показания органам госбезопасности. Которых интересовало, знает ли он некоего Сигизмунда Згирского. Ответ запечатлен в протоколе допроса:

«Мне известно, что настоящая фамилия, имя и отчество «ЗГИРСКОГО» — ­ШОСТАК Василий Николаевич. В 1939 году, когда в наш район пришла Красная Армия, ­ШОСТАК Василий Николаевич был освобожден из польской тюрьмы, тогда ему было 15 лет тюремного заключения за убийство мужчины и женщины — поляков. В 1939 году ­ШОСТАК… ушел в отряд бандитов «Бульбовцы», где находился командиром отдела… Во время нахождения немцев на нашей территории, ­ШОСТАК Василий являлся тайным пособником германских властей, предавал коммунистов и других преданных людей советской Родины. После, как в июле 1944 года наш район был освобожден Красной Армией, ­ШОСТАК Василий Николаевич обратно ушел в отряд «бульбовцев».

Головорезы-«бульбовцы»

Чем занимались «бульбовцы», следует из того же протокола допроса. Задержанный Антонович перечисляет убитых этим отрядом людей:

«…Участковый милиционер ­ГОРДЕЯ Иван Федорович Ляховичской районной милиции. Три бойца, фамилии которых не знаю, капитан Красной Армии, фамилию тоже не знаю, но он работал при Ганцевичском райисполкоме депутатов трудящихся (так в тексте протокола. — Прим. авт.).

Убили и двух работников Ганцевичского райфинотдела, над которыми всячески издевались, а после отрубили голову.

Фамилии двух указанных мне неизвестны, в Куковском сельсовете Ганцевичского района ­ШОСТАК со своим отрядом «бульбовцев» устроил засаду и им были убиты старшина и два бойца Красной Армии».

Как следует из слов допрашиваемого, бандитизм группы Шостака был настолько запредельным, что местные власти даже объявили вознаграждение в 10 000 рублей за сведения о нахождении негодяев.
СПРАВКА «СБ»

По данным ЦСУ Госплана ­СССР, средняя зарплата медиков в 1944 году составляла 363 руб., промышленных рабочих — 484 руб., работников административного аппарата — 512 руб., железнодорожников — 518 руб., финансистов — 522 руб.
То есть за голову Шостака предлагали, по сути, две годовые (!) зарплаты. Однако тот по приобретенным чужим документам смог укрыться за границей.

Из протокола допроса Антоновича. За сведения о главаре «бульбовцев» власти обещали 10 000 рублей.

…Он же Шестак, он же Эсмантович

Но перед этим оставил большой и кровавый след в Западной Белоруссии. Подробности деятельности «бульбовцев» и их неуловимого главаря прояснил допрос одного из членов банды, попавшего в руки советского правосудия, — некоего Антона Тукая. 22 февраля 1946 года он показал:

«Свою практическую деятельность в борьбе против советской власти к/р (контрреволюционная. — Прим. авт.) националистическая банддружина Армии Крайовой, возглавляемая ­ЭСМАНТОВИЧ-­ШЕСТАК Василием, участником которой я являлся, проводила в деревнях Пережел, Куково, Дубники, Машуки и Бобки Ганцевичского и Клецкого района Пинской и Барановичской области».

По данным НКВД, до конца 1944 года в Брестской и Пинской областях действовало около 250 групп и отрядов «бульбовцев». Только в 1946 году правоохранительные органы Брестской области зафиксировали 151 «бандпроявление», из которых 52 — террористические акты, 4 — диверсии.

Понятно, что идеологические формулировки протокола отражают специфику того времени. Однако сути это не меняет. Читаем дальше послевоенные показания Тукая:

«Во исполнение поставленных перед мною задач в ведении вооруженной борьбы против Советской власти с целью восстановления в Западной Белоруссии Польши во главе с ее буржуазно-националистическим существовавшим до 1939 года правительством, моя практическая деятельность как участника польской к/р националистической вооруженной банддружины Армии Крайовой…

заключалась в нижеследующем:

1. 23-го мая 1945 года я — ­ТУКАЙ Антон с бандитами ­БОБКО Николаем и Наумом, ­ШИНГЕЛЬ Павлом под руководством ­ЭСМАНТОВИЧ Василия, в деревне Куково совершили террористический акт над военнослужащими Красной Армии старшиной и бойцом, из которых старшину убили, а бойца ранили. Обстоятельства были следующие: находясь в лесу, ­ШЕСТАК меня и других вооруженных бандитов взял с собой… ­БОБКО Наум, сидевший с винтовкой, заметил движущихся на нас трех военнослужащих Красной Армии и доложил об этом ­ШЕСТАК Василию. ­ШЕСТАК крикнул: «Сюда!» и бросил бойцам под ноги гранату, а затем дал очередь из автомата, я же в это время принял команду к бою и вместе с другими бандитами произвел из винтовки один выстрел. Ответной стрельбы идущие бойцы не давали. Подойдя к убитому, ­ШЕСТАК взял у него документы…

2. В начале июня 1945 года между деревень Куково и Передел я, ­ТУКАЙ, вместе с ­ТИХОН Викентием, ­БОБКО Николаем и Наумом, ­ТУКАЙ Александром и ­ГЕРБУС Игнатом под руководством ­ШЕСТАК Василия сделали вооруженную засаду на секретаря Куковского сельсовета ­ТИМОШКЕВИЧ и участкового уполномоченного Ганцевичского РО ­НКВД милиционера ­ЗОЛОСЮК. Во время обстрела указанных выше лиц нами были убиты: ­ТИМОШКЕВИЧ и подводчик ­ТУКАЙ Ренадий. Когда они появились на уровне с нами, ­ШЕСТАК приказал бандиту ­ГЕРБУС Игнату обстрелять их из пулемета…»

Восьмистраничный протокол допроса Антона Тукая изобилует и многими другими эпизодами. На вопрос же следователя, в чем причина такой кровожадности, задержанный бандит пояснил: «За активное использование обязанностей, возложенных со стороны органов Советской власти».

Листовка Барановичского подпольного обкома КП(б)Б о деятельности польских подпольных формирований. 1943 г. ­НАРБ.

Кровавый Передел

Одна из самых «статусных» по социальному масштабу жертв трагедия в истории этой банды разыгралась в деревне Передел. Здесь «бульбовцы» 19 июля 1945 года вели пулеметную атаку на заместителя председателя Ганцевичского райисполкома Ветелкина и заведующего райфинотделом Клишевича. А те, укрывшись на чердаке в крестьянском жилом доме, отстреливались из автоматов. Далее из протокола:

«…­ШЕСТАК залез на чердак и лежащему там выстрелил в голову. Позвал к себе ­БОБКО Наума, двоих сбросили с чердака. У сброшенных забрали: ­ШЕСТАК — плащ брезентовый и пистолет, ­РИМАШЕВСКИЙ-­БОРОВИК — автомат и полевую сумку, ­ТОДОРОГ Игнат — китель, совершив над убитыми мародерство…

Документы ­ШЕСТАК взял себе. Так как, ожидая приход Польши, хотел ими выхвалиться и доказать перед буржуазным правительством совершение террора над советско-партийным активом».

Любопытно, что именуемая в докумен­тах как белопольская банда «бульбовцев» имела украинское происхождение. В монографии ученого Гродненского гос­университета имени Янки Купалы Виктора Белозоровича «Западнобелорусская деревня в 1939—1953 годах» отмечается: «На завершающем этапе Второй мировой войны и в первые послевоенные годы в Брестской и Пинской областях большое влияние имели отряды «бульбовцев», или Полесской Сечи Украинской повстанческой армии (УПА). Ее организатором являлся Тарас Боровец (прозвища — Байда, Бульба). С 20 июля 1943 года «бульбовцы» стали называть себя Украинской народно-революционной армией, а сами они стали вести борьбу как с советским и польским партизанским движением, так и с немецкими частями. Однако уже в 1944 году были очевидны тесные контакты УПА с фашистами. Активно действовали «бульбовцы» и после изгнания оккупантов с территории ­СССР».

Как видим, на территории ­БССР произошло слияние одной из бульбовских банд с «польским партизанским движением». Впрочем, это предмет отдельного разговора. Тему же беспредела белополяков под Ганцевичами продолжим в следующем выпуске: нам еще есть что рассказать.

Блуждающая АК

Отметились на территории Ганцевичского района и «транзитные» белопольские банды. В «Дневнике разведки партизанского отряда имени Орджоникидзе» (май 1944 года) среди прочего имеется запись:

«Белополяки переправились в Ганцевичах и пришли в деревню Журавельники, там побыли 2 часа и ушли по направлению Пудина в количестве 400 человек. Там убили 13 человек и сожгли несколько домов. С Пудина ушли по направлению Гуты».

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter