Был у меня друг детства, со всем не согласный, революционер. Я, чего скрывать, даже влюбилась по молодости в его лихость. Вот, мне казалось, человек, который перевернет мир. Рядом с теми, кто жил с оглядкой, молодой человек выглядел просто Маяковским. То есть, даже не будучи рослым, возвышался над серой действительностью. К своему счастью, углядела, что после слов только другие слова, а за ними еще слова и еще. В этот момент моего прозрения мы и расстались. А недавно, как это бывает в жизни людей, которые не могут вырваться из географической матрицы и всю жизнь живут в одном городе, встретились в гипермаркете. Я заметила его первая и радостно бросилась навстречу, а потом уже хотела сделать вид, что к полке с глазированными сырками бегу такая счастливая, но поздно.
— О, привет... — моргал он на меня.
— Привет, как ты?
А чего я спрашиваю, стоит передо мной такой одутловатый лысоватый с бутылкой пива в корзинке (ох уже эта притягательность чужих корзинок, всегда, если с кем–то в магазине встретишься, сразу глазами в корзинку, машинально, инстинктивно). А он опять что–то о своих проектах и мечтах.
— Клево! Ты, как всегда, в движухе.
— Звони.
— Ага, и ты...
Нет, никто никогда и никому не перезвонит. Обычный сценарий. Ф.М.Достоевский «Белые ночи».
В молодости нам кажется, что все, что было до нас, — казус. Теперь есть я и начнется! Проживу уникальную, ни на что не похожую жизнь. Но сыплются песком часы и дни, и годы ровненько в горку. Смотришь, а холмик этот совсем симпатичный и никак не противоречит окружающему ландшафту. То есть ты со всем своим настроем на новый мир — просто продолжение традиций тех или иных.
Когда была в Милане, застыла у витрины бутика Vivienne Westwood, разглядывала умопомрачительные туфли из шкуры дикого кабана. Такой шепоклячий покрой и два золотых клыка спереди. Ну восторг! Сплошной Sex Pistols и Let it Rock. Цена, правда, говорит сама за себя, только заслуженные панки этого мира могут себе позволить. Молодежная субкультура 60–х прошлого века уже стала классикой и еще одним сюжетом, если хотите. Энди Уорхалл, Лу Рид и сама Вествуд теперь будут плодить повторения, и каждый критикующий социальные и политические тенденции (талантливо критикующий своим творчеством, а не бла–бла) уже не принесет ничего нового. Туфли, в которых любая дама подчеркнет, что она «дикая свинья», могут превратиться в сапоги «круглая дура» и валенки «гламурная северянка», но это уже есть. Сама тенденция иронизировать костюмом. А учитывая прайс около тысячи евро за пару, это не просто тренд, а способ показать свою возвышенность над средним классом и средним умом. Вот это маркетинговый ход!
Но грустно, потому что нелегко жить в мире, где все придумано. Хотя нет, не все. Еще не изобрели вечный двигатель, устройство для телепортации и кучу лекарств. Но в культуре как–то уже пообносились идеи. Каждый фильм и спектакль, и художественное произведение можно передать в двух словах. Это как Тарковский. Это как Спилберг. Как Чехов, как Ван Гог. Я хожу туда, о чем пишут, что это «просто интересно». Не жду нового слова в искусстве. Хорошо когда есть наполнение, содержание. Честно скажу, среди сотен фотографий людей, подбрасывающих эти прекрасные золотые листья над головой, людей, которых я знаю давно и недавно, мне любопытнее всего усмотреть, кто как поседел с годами и у кого новая жена (муж) и дети. А листья... Форма. Скоро станет первым снегом, потом Новым годом, а рано или поздно весной. И все опять сфотографируются на фоне почек. И, кстати, о почках.
Сын у меня спросил недавно: «А есть прозрачные люди?»
Этот вопрос меня очень рассмешил, говорю:
— Лучше не надо!
Так что, может, оно и верно, что прикрываемся листочком. Втайне мечтаем прожить жизнь особенную, прячем что–то и фантазируем себя себе. Ведь дальше личного представления о мире все равно не уйти. А в нем мы пуп земли! И эта осень только наша. «Унылая пора! Очей очарованье!» Простите за банальность.
Т.С.