Бамбарбия! Кергуду!

Почему не запретили «Кавказскую пленницу»
Почему не запретили «Кавказскую пленницу»

Снятая Леонидом Гайдаем ровно 40 лет назад комедия в свое время побила все рекорды популярности советского кинопроката: ее посмотрели 80 миллионов граждан СССР. А ведь перед выходом на экраны картину чуть не запретили...

Говорят, во время предварительного просмотра чиновники от кинематографа сидели с каменными лицами. В просмотровом зале Госкино собралось всего 5 человек: министр, его помощник и трое авторов. Смотрели в мрачной тишине, было слышно, как гогочут киномеханики. Романов, председатель Госкино, потребовал от них тишины, после просмотра сказал: «Эта антисоветчина выйдет только через мой труп». Один из авторов сценария в этот момент тихонько заметил: «Тоже вариант». Романов услышал. «Это политическое хулиганство, за это вы будете отвечать особо».

Да! Туговато было с юмором у некоторых партийных боссов. И лежать бы «Пленнице» на полке, если бы однажды Леонид Брежнев, отправляясь на дачу, не попросил для просмотра «что–то новенькое и обязательно веселое». Вот здесь создатели картины вовремя «подсуетились» и положили среди прочих бобин с лентами свое детище. Ход был не нов и не ими придуман, однако, как говорят, все срослось. Фраза «Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии» рассмешила Брежнева и его близких до слез. Партийный руководитель в хорошем расположении духа тотчас же поздравил по телефону того самого Романова с «новым достижением советского кино»...

Однако неприятности на этом не закончились. Курировавшему «Пленницу» своенравному Ивану Пырьеву, любимцу всех вождей и признанному режиссеру, не понравилась песенка «Если б я был султан». Все попытки переубедить его были тщетными. Тогда по совету добрых и бывалых людей из окружения Пырьева решили не настаивать, а просто подождать. Через время снова показали ту же песню, сократив ее на один куплет, и музыкальный номер прошел «досмотр». Не повезло куплету, где речь шла об алкоголе. Строчки в нем были такие: «Разрешит мне жена каждая по сто,/ Итого триста грамм — это кое–что!/ Но потом, на бровях приходя домой,/ Предстоит мне скандал с каждою женой».

В отличие от чиновников, зрители приняли картину сразу же. У Гайдая был дар работы со словом, что встречается у режиссеров нечасто. Он добивался такого звучания фразы, что ее подхватывали все, кто слышал. Например, уже на съемках подсобные рабочие ходили и бормотали друг другу при встрече: «Бамбарбия! Кергуду!» Ну а кто из нас не повторял вслед за героями фильма: «Птичку жалко!», «Короче, Склифосовский!» или «Грешно смеяться над больными людьми».

Никулин как–то признавался, что, прочитав сценарий, наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Однако режиссер подкупил всех участников «вольницей» в том смысле, что каждый может строить и придумывать смешные эпизоды. Кстати, большой шприц для прививок от ящура придумал Юрий Никулин. Многие думают, что в эпизоде, где Балбес лежит под одеялом и запросто чешет рукой пятку, использовали комбинированную съемку. На самом деле пятку Никулину чесал... сам Гайдай.

Популярность картины была настолько велика, что на студию пришли сотни писем с просьбой снять продолжение. Уже готов был план сценария, по которому авторы М.Слободский и Я.Костюковский собирались поместить Бывалого,Балбеса и Труса вместе с товарищем Сааховым и его шофером в образцово–показательный лагерь. Но руководство Госкино идею не поддержало.

Последний из могикан

Увы, многие создатели знаменитых советских комедий уже ушли из жизни. О том, как сорок лет назад сочиняли и снимали самый «антисоветский из советских фильмов» — «Кавказскую пленницу», недавно рассказал известный писатель и сценарист Яков Костюковский. Последнему из могикан на этой неделе исполнилось 85 лет.

Как в советское время возник подобный сюжет о «диких нравах»?

«Из газет. Изначально я — журналист, был корреспондентом до войны, во время и после. Писал интермедии для Тарапуньки и Штепселя и много чего другого. А в 1949 году меня, прямо скажем, выгнали во время кампании по борьбе с космополитизмом. Таким образом, вынужденно я остался без работы и начал писать фельетоны, сценки. В центральных газетах напечатать, что руководящий человек покупает себе невесту за баранов и прячет своего соперника в психушку, было нельзя. Сложность заключалась в том, что нельзя было задеть «дружбу народов». Разрабатывали без конкретики. Мы должны были написать так, чтобы жители одной республики думали, что это в другой, а те — что в третьей. Все надо было смешать так, чтобы никто не обиделся. Иначе даже не было бы шансов на прохождение литературного сценария. После успеха «Операции «Ы», которую только в первый год проката посмотрел каждый третий гражданин СССР, мы решили продолжить приключения Шурика — незадачливого студента–очкарика, названного нами сначала Владиком. Однако чиновники сразу же приказали его переименовать, полагая, что Владик — это ВладЛен, то есть Владимир Ленин».

Что же было в реальности?

«Я нашел заметку, где говорилось, что юную девушку, приехавшую на каникулы к тете, пытались купить за баранов. Это документальная основа. Все остальное вымысел, надо было включать как–то «тройку», Шурика, пошла совсем уже другая история. Газетная основа и у «Операции «Ы» — организация ограбления, чтобы спрятать растрату. В еженедельнике «За рубежом» была напечатана идея «Бриллиантовой руки» — попытка провезти контрабанду в гипсе».

Почему после «Кавказской пленницы» Гайдай больше не снимал знаменитую троицу Вицин–Моргунов–Никулин?

«Там были некоторые проблемы. Испортились личные отношения у Гайдая с Моргуновым. Потом, Гайдай считал — учитывая, что он снял с ними две короткометражки и «Операцию «Ы», — что они свое отыграли и больше он их снимать не будет. Мы со Слободским его еле уговорили снять троицу в «Кавказской пленнице», но он поклялся, что в последний раз. Сценарий «Бриллиантовой руки» мы писали при условии, что никакой троицы не будет, а только Юрий Никулин. Он, правда, обещал нам снять еще Георгия Вицина, но не выполнил обещания. А мы выполнили и написали для него сценарий к фильму «Неисправимый лгун» режиссера Азарова, который тоже идет до сих пор. Благодаря этому фильму к нам обращались за сценарием композитор Легран и режиссер Жак Деми».

Почему в фильме Наталья Варлей говорит и поет не своим голосом?

«Теперь это секрет полишинеля, а раньше мы все держали в тайне, чтобы не обижать Наташу. Надя Румянцева за нее записывала текст, Ада Ведищева пела. Ну неопытная тогда была Наташа, можно простить. Она компенсировала неопытность великолепной внешностью. Впоследствии она все наверстала в других ролях. Как она сыграла наивную девочку в «Кавказской пленнице» — это потрясающе. Именно в такую мог влюбиться наш Шурик–очкарик, это было естественно. Варлей, появившись на съемочной площадке, сразу влюбила в себя мужскую половину съемочной группы. Обаяние молодости. А сказок вокруг Наташи много».

Говорят, на съемках «Кавказской пленницы» шампанское лилось рекой...

«Это ложь. Я возмущен. Во–первых, на съемках была совершенно другая атмосфера. Очень серьезная. Во–вторых, Гайдай бы просто разорился, если бы поил всех шампанским. Это как раз из области легенд, когда слухи выдаются за истину в последней инстанции. Гайдай практически был нищий. Он получал копейки при всех доходах, которые имело на его фильмах государство. Провальные историко–революционные картины существовали за счет фильмов Гайдая. В то время у него не было дачи, не было машины. Мы настояли на том, чтобы Гайдай получал какие–то деньги как соавтор сценариев. Даже квартиру ему никто не дал, с трудом он сам ее купил».

Цитаты

«...А тост без вина — это все равно, что брачная ночь без невесты».

«Чей туфля?.. А! Мое!»

«Либо я ее веду в загс, либо она меня ведет к прокурору».

«– Все ясно, это белая горячка!

— Да–да, горячий и совсем белый!»

«– Могу я видеть прокурора?

— Можете. Где у нас прокурор?

– В шестой палате, где раньше Наполеон был».

«Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter