Календарь и традиции

Балюй, гаспадыня

Наступает одна из самых красивых пор года, когда уже полностью одеваются в молодую листву леса, в лугах поднимаются сочные травы, цветут сады, а земля сполна напоена влагой. С давних времен замечено: начиная с Юрия (6 мая) обычно идут дожди, может даже случиться и небольшой снежок. Однако обижаться на природу не стоит: ведь, если осадков нет, значит, лето в этом году окажется засушливым и с урожаем будут большие проблемы. Да, для прогулок дожди — помеха, но для земли в это время — радость. Вообще, «колькi ў красавiку вады — столькi ў маi травы», «дасць неба дождж, а зямля — жыта». Кстати, нынешний апрель умудрился нам немного снега подсыпать. О таком снежке, на Пасху, в народе говорили: «Бог зямлю свянцонай солькай пасыпаў».


8 мая в традиционном народном календаре — «сцiплы прысвятак», Марк. Земля к этому времени уже напоена и разогрета: «На Марка зямля, як скварка».

С Юрия и до Миколы (22 мая) крестьяне, мужчины, обходили нивы с пирогом, «селядцом i гарэлкай» и втыкали в границы межи косточки, оставшиеся от пасхального застолья. Похожий обычай присутствовал у многих европейских народов. В свою очередь, «маладзiцы», вышедшие замуж минувшей зимой, ритуально накрывали всходы хлебов полотном. Подобный обряд проводился и во время жатвы. Девушки пели «веснавыя» песни, выбегали на улицу и славили «гаспадара», желая ему «пiва варыць — сыноў жанiць, дачок замуж выдаваць».

Наступает время огорода, которым у нас традиционно занимались женщины. Поэтому на протяжении всей предстоящей недели проходили обряды под говорящим названием «бабскiя разбрыкi» или «бабскiя брыксы». Это своеобразное «баляванне», празднование, в котором участвуют взрослые женщины — «сталыя гаспадынi», причем только очень хорошие и «удалыя», у которых всегда порядок в семье, в доме и огороде. «Няўдашачку, няўмечку», у которой «не баляць нi рукi, нi плечкi», не приглашали. Считалось, ее присутствие отрицательно скажется на росте всего посаженного и вообще глобально повлечет неурожай. На такой женский «фест» обычно приносили с собой сыр, хлеб и непременно яйца. Яичницу готовили прямо на месте, на природе, ее нужно было щедро посыпать накануне нащипанным на грядках молодым зеленым луком как главной огородной культурой. Совершалось еще одно обязательное обрядовое действие — когда женщины кувыркались и качались по земле, хотя в обычной ситуации строго запрещалось даже лежать на земле ничком. Но здесь таким образом демонстрировалось максимальное слияние человека с землей, его стремление как можно больше своих сил отдать земле и получить такую же отдачу от нее. Во время проведения обряда женщины зачастую вели себя достаточно вольно, поэтому мужчин приглашали редко. Но если те все–таки допускались, то непременно должны были принести свое угощение.

В промежутке времени между Юрием и Миколой старались не ставить новый забор и не чинили старый — чтобы летом волки не таскали домашний скот. Дело в том, что традиционные зубцы на заборе по форме напоминают зубы волка.

11 мая — Максим. Чаще всего день бывает теплым, и тогда после зимы выводят погреться на солнышке больных людей, ведь уже наступают не только теплые дни, но и спокойные, тихие вечера.

По наблюдениям, звездная ночь на 13 мая — к сухому лету и доброму урожаю, ясный восход солнца обещает, что лето выдастся довольно ветреным.

14 мая — Еремей. Можно отправляться в поле «аглядаць палеткi». Оно и не удивительно: «як пройдзе Юры, то не ўбачыш у жыце куры». Хороший и погожий день обещает, что погода не подведет и во время жатвы.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter