НАТО бросает новый вызов России

Балтийский вопрос

Североатлантический альянс продолжает повышенную военную активность в Балтийском море. В воскресенье страны НАТО под руководством США начали почти двухнедельные крупные военно-морские учения с участием более чем 7 тысяч военных из 16 стран, включая Швецию и Финляндию, которые стремятся присоединиться к этому блоку.

Угроза морской блокады

Вообще-то, учения BALTOPS проходят регулярно, но в этот раз — в совершенно изменившейся военно-политической обстановке. Балтийский регион становится одним из фронтов новой холодной или глобальной гибридной войны, причем на линии от Баренцева моря до Черного.

Американские генералы не скрывают, что все последние действия Североатлантического альянса должны поставить Россию на Балтике в сложное положение. По мнению американского генерала Марка Милли, это произойдет потому, что после вероятного вступления Швеции и Финляндии в НАТО балтийское побережье, за исключением Калининградской области, Санкт-Петербурга и его окрестностей, будет территорией НАТО.

В стратегическом плане для России это огромный вызов и угроза. Вспомним, что само основание Петербурга Петром I более 300 лет назад было связано с началом «европейского проекта» России, одним из условий которого был выход на Балтику и возможность свободного для России мореплавания через нее.

Сейчас фактически этот проект закрывается и перед Россией возникает угроза тотальной морской блокады со стороны НАТО. 

А это уже чревато серьезным конфликтом, потому что никакая держава не будет терпеть подобное ограничение своих возможностей. Во всяком случае, это может стать casus belli, как не раз бывало в истории.
Для России морская блокада (и блокада в принципе) пробуждает крайне трагические воспоминания, связанные с блокадой Ленинграда, и высшее военно-политическое руководство страны, в котором многие как раз выходцы из этого города, вряд ли когда-либо допустит хотя бы малейшего намека на повторение чего-то подобного.

Риски новой реальности

Происходящее изменение геостратегической конфигурации на Балтике не может не сказаться на миссии и функциях нового пограничья России и Европы, которое будет гораздо менее прозрачным и свободно пересекаемым, чем ранее. Нарушатся многие деловые, логистические, культурные и гуманитарные связи, кардинально поменяется ситуация с безопасностью.

И все это в значительной степени коснется города-символа — Санкт-Петербурга, выполнявшего роль масштабного «окна в Европу», витрины и центра европейской России. Санкт-Петербург слишком важен с любой точки зрения для русской цивилизации в ее самом широком понимании. Слишком нагружен культурным и историческим слоем этот город, чтобы допустить его хоть малейший упадок в связи с тектоническими изменениями миропорядка.


Безусловно, некоторые функции города должны будут измениться, возможно, что-то даже исчезнет, но в целом у него (как у мегаполиса) останется очень мощный экономический, демографический и культурный потенциал. И этот потенциал нужно не просто сохранить, но найти его новое применение в связи с изменившейся обстановкой.

Какими могут быть новые элементы миссии Санкт-Петербурга в новую эпоху? Город из «окна» и «хаба» между Западом и Востоком превращается, как и многое на пограничье, в форпост, пограничную заставу с максимальным вниманием не к объемам торговли, которые уже не будут прежними, а к безопасности и пониманию того, что вместо нейтральных соседей на западе всюду уже присутствует враждебный военно-политический блок.

С этим и связано первое изменение в миссии и функциях города: возвращается его первоначальное предназначение в виде военного форпоста и базы морского флота.

Геополитический раскол не может не изменить географического позиционирования Санкт-Петербурга — это уже не «Северная Европа» и «европейская Россия», это Северная Евразия, в которой есть и собственно Северная Европа, и Арктика, и обширные пространства России-Евразии.
В этом смысле Беларуси тоже придется подстраиваться под новую реальность. Да, нам крайне важно получить доступ к портам Ленинградской области на Балтике, чтобы иметь возможность экспортировать свою продукцию — калийные удобрения и нефтепродукты — по морю. Но здесь придется учитывать все возникающие риски балтийского маршрута и вместе с Россией заботиться о том, чтобы это «окно» все же плотно не закрылось.
В любом случае необходимо наращивать экономическое, промышленное, военно-техническое и культурно-гуманитарное сотрудничество между балтийскими регионами России и Беларусью. Сейчас оно может быть важнейшим подспорьем для развития и укрепит наше взаимодействие в целом.

Под знаком взаимного сдерживания

Что касается военной активности НАТО на Балтике, присоединения к альянсу Швеции и Финляндии, то все это было неизбежным после того, как стало ясно, что Россия будет отстаивать свое право быть самостоятельным полюсом силы и не согласится с постоянной экспансией Запада в ее сторону.

Впрочем, и раньше было понятно, что Швеция и Финляндия не являются членами НАТО всего лишь номинально, а по факту уже давно интегрированы в структуры альянса. Сейчас они хотят оформить это юридически.

Но у России будет чем ответить на усиление альянса на Балтике. Соответствующие заявления от МИД и Министерства обороны России уже прозвучали, и это означает усиление российского военного присутствия в регионе для поддержания военно-политического баланса.

Ближайшие годы наверняка пройдут именно под знаком взаимного сдерживания на Балтике, что возвращает нас к знакомой ситуации. Но при этом важно помнить, что периоды эскалации в отношениях все же заканчиваются и неизбежно наступает разрядка, к которой тоже нужно быть готовым и правильно выстроить устойчивую архитектуру безопасности и новых отношений. В Балтийском регионе есть и такой огромный опыт.


В ТЕМУ

Гарантий не дают

Помощник генерального секретаря НАТО Камий Гран заявил, что альянс не дает России гарантий о неразмещении ядерного оружия в Финляндии и Швеции при их потенциальном вступлении в военно-политический блок. По словам Грана, «каждая страна имеет суверенное право самостоятельно решать вопрос о размещении на своей территории ядерного оружия». Он также заявил, что Финляндия и Швеция якобы придерживаются оборонительных позиций мирных государств, которые не стремятся к конфронтации с Россией. В связи с этим НАТО не ожидает от Москвы «военной реакции» или «демонстрации силы» вследствие возможного вступления Стокгольма и Хельсинки в Североатлантический альянс.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter