Балтийский прорыв

Беларусь и Калининград становятся опорными «полюсами» нового транзитного коридора Союзного государства

В ходе состоявшегося в октябре форума «Инфраструктурные проекты России» обсуждались также вопросы развития межгосударственной транспортной сети в СНГ и, в частности, в российских регионах, сопредельных не только с Беларусью, но и с европейскими соседями Союзного государства.


Губернатор Калининградской области Николай Цуканов сообщил «СОЮЗу», что «по–прежнему представляет интерес проект восстановления сквозного водного пути между нашим регионом, Польшей и Беларусью через Августовский канал и Мазурскую водно–транспортную систему (северо–восток Польши. — Прим. ред.), которая стыкуется с водными путями Калининградской области».


В самом деле: такой маршрут обеспечивает кратчайшее расстояние перевозок между Беларусью и Калининградским регионом. Причем белорусско–польский Августовский канал — это первый искусственный водный путь в Европе, который, во–первых, напрямую соединяет Вислу и Неман. А во–вторых — стыкует Черное море с Неманом, Днепром и Западной Двиной через расположенные в Беларуси трассы Огинского канала и Березинской водной системы. Эти артерии сегодня поэтапно реконструируются для восстановления регулярного судоходства по всем упомянутым маршрутам.


Что касается Мазурского канала — это бывший судоходный путь, соединявший реку Лава и Мазурские озера в Польше с водно–транспортной сетью на юге и юго–востоке Калининградского эксклава. Около 25 километров трассы канала проходит по территории Калининградской области и 30 километров — в северо–восточной Польше.


Глубина канала достигает 2,5–2,6 метра, а ширина — около 14 метров. В 1950–1970–х годах были советско–польские проекты воссоздания этого калининградско–польско–белорусского пути, но по разным причинам они не были реализованы.


Однако, по прогнозам польских и литовских экспертов, рост грузопотоков Восток–Запад потребует создания не только основного сквозного коридора Берлин–Варшава–Минск–Москва. Но и его ответвлений — водных, трубопроводных, железнодорожных. Подтверждает такие прогнозы и тот факт, что не сдан в архивы проект железной дороги, параллельной восстанавливаемому водному пути Беларусь–Польша–Калининград. Это стальная магистраль Гродно (Беларусь)–Брузги–Линск–Развилка–Августов–Олецко–Голдап (Польша)–Гусев (Калининградская область РФ) общей протяженностью около 230 километров. Как считает кандидат экономических наук Андрей Зенкин, «большинство белорусских внешнеторговых грузов пока перерабатывается в портах стран Балтии. Такая ситуация не отвечает интересам как Беларуси и России, так и Союзного государства в целом. В том числе с учетом недогрузки портов Калининградской области. Поэтому целесообразно рассмотреть этот и другие варианты доставки белорусских и российских внешнеторговых грузов по железным дорогам в порты Калининградской области через соседний регион Польши».


Алексей Балиев
CYICHKIN@RG.RU

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter