Балльные танцы

О системе поступления в ссузы и вузы

Что бы ни говорили скептики, нам удалось создать открытую, прозрачную и справедливую систему поступления в ссузы и вузы.


В прошлом году в централизованном тестировании участвовало более 179 тысяч абитуриентов. Всем им предложены равноценные тестовые задания и одинаковые условия. То есть если жарко, то жарко всем одновременно. Магнитные бури? Для всех! Попытки списать, получить подсказку тут же пресекаются. Одно замечание — и абитуриент может на год подыскивать себе другое занятие, нежели учеба. К сожалению, за такие нарушения из аудиторий во время ЦТ было удалено 38 человек. Еще около 2.000 абитуриентов (1,6 — 1,7 процента) добровольно ушло через 10 минут после начала экзаменационного испытания. Эта цифра примерно одинакова из года в год.


Не очень хорошо, конечно, что есть «нулевые» результаты. Это объясняется многими причинами, но в том числе и доступностью тестирования. Прежде, чтобы стать абитуриентом, человек собирал все документы и до 1 июля подавал их в конкретный вуз. А нынче заплати 10 тысяч рублей, зарегистрируйся и — дерзай! Тем более когда с завидной регулярностью циркулируют слухи о том, что правильный ответ можно угадать. В итоге человек, не собиравшийся никуда поступать и не готовившийся, идет на ЦТ, надеясь на авось, но убеждается: чудес не бывает — нужны знания!


Довольно большое количество низких результатов порождает толки о сложности тестов, о том, что задания выходят за рамки школьной программы. В основном недовольны родители и репетиторы. Однако спорят–то на одних эмоциях, а не основываются на конкретных фактах. Задача Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) — не столько оценивать знания учащихся, сколько их ранжировать. Сдавать тест приходит выпускник профтехучилища, среднего специального учебного заведения, абитуриент, закончивший школу несколько лет назад, гимназист и лицеист. Эта «разношерстность» и влияет на средний уровень тестовых оценок. Чем больше тех, кто неважно подготовился к испытаниям, тем и результаты ниже.


Централизованное тестирование позволяет не только сделать беспристрастный отбор наиболее подготовленных абитуриентов, но и попутно проанализировать качество учебного процесса. Скажем, в рейтинге РИКЗ четвертый год подряд несомненный лидер — Гродненщина. В 2008 году из 14 предметов по семи гродненские выпускники взяли первые места. Для сравнения: минчане лидируют только по математике, физике и химии. А замыкают рейтинг абитуриенты с Могилевщины и Гомельщины. Чем не повод задуматься?


Что особенно беспокоит, так это количество ошибок, повторяющихся из года в год. Например, 39 процентов тестируемых третий год подряд пишет слово «фальшь» без мягкого знака...


Многие ребята, набравшие по 90 и выше баллов по физике, математике, не справились с простейшими текстовыми задачами типа «как изменится траектория полета ракеты, если...» Пытаясь найти этому объяснение, мы поинтересовались их результатами ЦТ по русскому языку. Выяснилось: грамотность невысокая. Похоже, абитуриенты просто невнимательно прочли условие задачи или неверно его истолковали. Не является ли это следствием, например, чрезмерного увлечения компьютером? Ребята невольно усваивают интернетные орфографические нормы и понимают их лучше, чем нормы русского литературного языка. Невысокий уровень литературного образования молодежи, согласитесь, тревожный сигнал для всех нас. Ведь речь идет о несомненно одаренных детях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter