Баллада о неуслышанной музыке

Филармонические концерты стоят того, чтобы их транслировали и записывали

Только потеряв на время источник своих радостей, понимаешь, насколько он для тебя драгоценен. Вот уже три недели пневмония держит меня дома, а мимо в красочном галопе проносятся выставки, концерты, спектакли. И, как назло, самые лучшие, самые интересные. Чего стоит одна только «Белорусская музыкальная осень»...


Впрочем, интересное началось с первых тактов сезона. Ведь сезон–то не простой, а юбилейный! 80 лет филармонии, 90 — Государственному академическому симфоническому оркестру. Юбилейный концерт оркестра с незабываемыми «Колоколами» Рахманинова и «Поэмой экстаза» Скрябина. Через неделю — юбилей филармонии, когда перед нами, как в волшебном фонаре, один за другим предстали все филармонические коллективы.

Но все это были лишь цветочки. Впереди — манящая и грозная — высилась «Торжественная месса» Бетховена в честь юбилея главного дирижера Государственного академического симфонического оркестра, народного артиста Александра Анисимова. Концерт прошел, и вновь маэстро стоял за пультом, и, по рассказам тех, кто находился в зале, это было лучшее, что звучало в филармонии за много–много лет.

Увы — мне остается лишь поверить им на слово. Потому что лежу с пневмонией, а трансляции симфонических концертов, как это было в свое время, больше не ведутся.

О, вы даже не представляете, как транслировались филармонические концерты в XX веке, когда современной техники не было и в помине. К боковому крыльцу подъезжал здоровенный автобус с антенной на крыше, из него выгружали камеры — каждая размером с холодильник — и протягивали через зал черные, с руку толщиной, резиновые шнуры. Из боковой двери тянуло арктическим холодом, камеры стрекотали, операторы в огромных наушниках заслоняли полсцены, но никто не роптал. Понимали, что есть люди, которым не повезло послушать концерт вживую. Старики. Больные. Мамы, спешащие после работы к детям. Вся большая страна, простирающаяся за кольцевой дорогой. И нельзя их лишать радости только потому, что они больны, бедны или живут далеко от Минска.

Помню времена, когда концерты транслировались в прямом эфире, и мои домашние искренне изумлялись: «Надо же, Шелихин только что вел концерт, а уже новости читает!» За ним с телевидения приезжала машина, и два километра по пустому проспекту — вообще не расстояние... Шелихина нет уже много лет, а его фантастический голос все еще объявляет остановки в общественном транспорте.

Но прямой эфир — тоже штука рискованная. Помню, как в лихие девяностые два молодых дарования — пианист и дирижер — общими усилиями развалили концерт Бетховена, остановились и битый час обсуждали, с какого места начать. И все это при переполненном зале и работающих телекамерах.

В антрактах мы с Элеонорой Езерской комментировали — тоже в прямом эфире. Она задавала вопросы, я отвечала. И мне всегда приятно было думать, что нас слушают и в Пуховичах, и в Любани, и в Миорах, и в тысяче других мест.

Сейчас концерты ничуть не хуже, чем в те времена. А в чем–то даже лучше, разнообразнее, интереснее. Великолепные программы готовит Государственный камерный оркестр, всегда аншлаги у симфонического. А сколько у нас замечательных солистов — своих и приезжих!

И, встряхивая градусник, я размышляю о том, сколько людей — больных и здоровых, в больших и малых городах — с радостью посмотрели и послушали бы их выступления. И театрализованные «Кросны Макоши», и «Торжественную мессу», и блистательное (по отзывам) концертное исполнение «Отелло» 5 ноября. Ведь на дворе «Белорусская музыкальная осень», и этот праздник должен быть для всех.

Исполненная музыка мимолетна, но ее можно запечатлеть на века, для будущих поколений. Так почему бы не возродить трансляцию филармонических концертов, не выпускать DVD–диски белорусских исполнителей? Благо нам есть чем гордиться и что беречь.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
пенсионер, за 60, Россия
Вчера я ходил в нашу филармонию, на концерт органной музыки. Многие вещи уже знакомы и прихожу, чтобы освежить восприятие. Концерт очень интересный, слушал внимательно все. Хотя меня не покидало ощущение, что основная масса слушателей пришла услышать токкато и фугу Ре-минор И. Баха. Слушал ее уже в десятый, если не больше раз, но всегда сравниваю с первым, мной услышанном исполнением - записи Домского собора. Мне нравятся так же хоральные прелюдии И.Баха, а у некоторых слушателей они вызывают тоску. У каждого свое восприятие. Статья автора напомнила мне те времена, когда радиоспектакли или концерты слушали всей семьей. Это было еще до телевизоров. Каждый занимался своим делом: я рисовал или делал уроки, мама шила, отец что-нибудь мастерил, но все слушали очень внимательно то самое ролевое исполнение спектакля известными актерами по радио. С появлением телевизора и симфонический оркестр и балет пришел к нам в дом. Первый раз "Лебединое озеро" я увидел по телевизору в конце 50-х. Помню так же, как заблестели глаза моей мамы, когда она, чистокровная белоруска, в 70-м увидела, а главное услышала "Песняров" на ЦТ, пытавшихся исполнить песни на мове в московской студии, в программе "Алло, мы ищем таланты". Сейчас у меня большая  фильмотека и фонотека, но тех спектаклей и концертов, что мы слушали в 50-х, увы, нет. Нет тех опретт, которые исчезли вместе с Союзом. Ну что плохого или политического было, к примеру, в "Вольном ветре" или "Севастопольском вальсе"?  Видеозаписи "Песняров", лучшего на то время ансамбля, я сумел достать только спустя 30 лет. А ведь их концерты всегда и везде были с огромным аншлагом.  
пенсионер, за 60, Россия
Вчера я ходил в нашу филармонию, на концерт органной музыки. Многие вещи уже знакомы и прихожу, чтобы освежить восприятие. Концерт очень интересный, слушал внимательно все. Хотя меня не покидало ощущение, что основная масса слушателей пришла услышать токкато и фугу Ре-минор И. Баха. Слушал ее уже в десятый, если не больше раз, но всегда сравниваю с первым, мной услышанном исполнением - записи Домского собора. Мне нравятся так же хоральные прелюдии И.Баха, а у некоторых слушателей они вызывают тоску. У каждого свое восприятие. Статья автора напомнила мне те времена, когда радиоспектакли или концерты слушали всей семьей. Это было еще до телевизоров. Каждый занимался своим делом: я рисовал или делал уроки, мама шила, отец что-нибудь мастерил, но все слушали очень внимательно то самое ролевое исполнение спектакля известными актерами по радио. С появлением телевизора и симфонический оркестр и балет пришел к нам в дом. Первый раз "Лебединое озеро" я увидел по телевизору в конце 50-х. Помню так же, как заблестели глаза моей мамы, когда она, чистокровная белоруска, в 70-м увидела, а главное услышала "Песняров" на ЦТ, пытавшихся исполнить песни на мове в московской студии, в программе "Алло, мы ищем таланты". Сейчас у меня большая  фильмотека и фонотека, но тех спектаклей и концертов, что мы слушали в 50-х, увы, нет. Нет тех опретт, которые исчезли вместе с Союзом. Ну что плохого или политического было, к примеру, в "Вольном ветре" или "Севастопольском вальсе"?  Видеозаписи "Песняров", лучшего на то время ансамбля, я сумел достать только спустя 30 лет. А ведь их концерты всегда и везде были с огромным аншлагом.  
Анна,47
Только  антилукашисты выступают против трансляций и т.о. против фикчации концертов средствами Кинематографа...
Надежда
Есть белорусский  спортивный канал- для любителей спорта. Почему  бы не сделать  белорусский музыкальный канал? И то и другое на пользу человеку . Возможности нет никакой попасть на концерт или спектакль. Вот  и  можно было провести вечер с людьми.
Павел, 58, Германия (минчанин)
Нет худа без добра: профессионал и собств. болезнь рационально утилизирует для освещения проблемы!)
К сожалению, всё сказанное, актуально и это один из зловещих симптомов эпохи своеобразного культурного деграданса. Во всяк. случ, если  масс и поп.культура процветают благодаря зеленому коридору в СМИ, то высокая культура, как видим, при стандартах пока сохраняющихся профессионалами,  локализована в культурных гетто высоколобых.  Локализована, вероятно, "высотой" культуры и, как следствие, равнодушным или неприязненным  игнорированием господ имеющих доступ к кнопкам ТВ и др. кнопкам.
Не здесь объяснять неизбежные последствия  вымывания культурного пласта нарабатывающегося и передающегося по эстафете многими поколениями. Неизбежными для этноса  последствиями культурной деградации.  
Мало гопников и  полугопников с айфонами? Будет больше. Последствия? Культурные гетто и их обитатели - неизбежно исчезнут. Необоснованный пессимизм? Антиутопия Стругацких? Нет,  конкретная История.

О ТВ и радио  трансляциях: не только вспомнил по этому поводу но отлично помню но и нередко вспоминаю в беседах со своими взрослыми детьми.
Помню концерты классики 70х-80х годов, - прямые трансляции и записи, по БТ и второму общесоюзному каналу. Обязательно несколько раз в неделю. Всегда замечательные события недели несмотря на их  "рутину" для программы в Вечёрке. Несмотря на шаговую доступность для меня филармонии. Доступность и возможность выбора для  всей аудитории независимо от удаленности концертных залов.

Спасибо Юлия! Выздоравливайте!
пенсионер Надежде, за 60, Россия
В России есть спутниковые каналы Триколор и НТВ +. Я не знаю, можно ли их принимать в Белоруссии, но на них есть каналы Меццо и Меццо HD, которые транслируют в отличном качестве симфоническую музыку, лучшие оперы и балет мира. К сожалению, большинство программ на английском языке.
пенсионер Павлу, за 60, Россия
Насчет культурного "гетто" это вы чересчур написали. Мы живем в век бестселлеров во всем, в литературе, в музыке, кино. А легко продаются только легко усвояемые товары. Чтобы  наслаждаться симфонической или вообще классической музыкой, нужно иметь к этому желание и хоть элементарную музыкальную грамотность. Очень немногие это имеют. Признаюсь честно, слушать произведения Сибелиуса или Шнитке от начала и до конца я тоже не в состоянии, я слушаю только то, что доставляет мне удовольствие. А так как музыкой я никогда не занимался профессионально, как и у обыкновенного обывателя, круг любимых произведений очень широк, от классической и старинной музыки до джаза и тяжелого рока. Музыка это часть культуры человека и требовать, чтобы современный молодой юноша или молодая девушка насильно просидели в полной неподвижности 1,5 - 2 часа, слушая симфонический оркестр, это нереально. Другое дело мы, пенсионеры, да и вообще зрелые люди. Звуки классической музыки вызывают реальные ассоциации, реальные воспоминания и ощущения, прочувствованные в прожитые годы. Я бы не считал это "культурным гетто".  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости