Куда пропадает литые ограды с балконов в Гродно

Балконы исчезают в полдень

Когда долго живешь на одном месте, невольно начинаешь замечать детали
Когда долго живешь на одном месте, невольно начинаешь замечать детали. Вот и мне показалось, что в Гродно с каждым годом становится все меньше старинных литых и кованых балконов, которые так украшают далеко не новые здания центральной части города. Кое-где на их месте появляются современные подделки, а где-то они и вовсе исчезают.


На эту тему, о такой обычной, на первый взгляд, детали дома, мы разговариваем с искусствоведом и автором книги «Художественный металл в Гродно» Любовью Зориной. Всю сознательную жизнь она прожила в самом сердце нашего города и сейчас с огромным сожалением и досадой смотрит на то, как предметов ее многолетних исследований становится все меньше.


«Не представляю, почему никто не видит эти торчащие балки по улице Карла Маркса, когда-то там красовались ажурные кованые балкончики, — начинает экскурсию по городу Любовь Михайловна. — Вот смотрите: одно здание с балконами, соседнее — уже без них. Стоит только поднять глаза и обратить внимание». 


А вот улица Советская выглядит эффектно как раз благодаря старинным балконным решеткам. Все здесь свидетельствует о том, что к балконам гродненцы питали особое пристрастие — почти каждый дом имеет не один, а часто по четыре-пять. Большая их часть изготовлена польской фирмой «Вечорка», но даже в самом Белостоке никогда не было такого количества кованых «аксессуаров». В Гродно же каких только нет: в стиле неоренессанса, необарокко, на модельонах, оформленных литыми розетками. 


«Вот сейчас мы с вами у одного из корпусов Гродненского аграрного университета, на здании — табличка: «Историко-архитектурная ценность», — вводит в курс дела Любовь Зорина. — В свое время корпус покрасили, сделали ремонт, но часть балконов бесследно исчезла. Два аутентичных мы видим, еще один — во внутреннем дворике. На месте остальных — голые балки. Несколько раз я обращалась к ректору университета по этому поводу, но воз и ныне там». 


Искусствовед рассказала, что ей неоднократно приносили фотографии новых частных коттеджей, где установлены старинные балконы. Профессионалу такого уровня ничего не стоит доказать, где они были до того. Но, к сожалению, проводить расследования и наказывать виновных не ее работа. 


Идем дальше. Любовь Михайловна показывает на дом № 36 по улице Буденного. Буквально этим летом во время ремонта старинные балконы также исчезли в неизвестном направлении. На их месте установили современные.


По мнению специалистов, этот процесс начался не сегодня, но никогда еще проблема уничтожения художественной композиционной целостности города не стояла так остро. 


Недавно у строителей появилась «новая мода». Вот старинный жилой дом с четырьмя балконами. После ремонта два остались аутентичными, а другие два заменили на новые. Рисунок ковки сохранен, но это явный новодел. Обычный человек не заметит разницу, но любой мастер найдет отличительные особенности без труда.


Сейчас в центре Гродно идет реконструкция нескольких таких домов, балконы уже сняты, и увидят ли их гродненцы на прежнем месте — неизвестно. Жильцы разъехались, а строители пожимают плечами. Встречаются, кстати, домовладельцы, которые продают свои балконы. Вот, например, балкон с дома № 24 по улице Урицкого продан за 5 тысяч долларов. 


Кстати, в прошлом году прямо средь бела дня со здания № 3 по улице Кирова, что напротив городской тюрьмы, исчез балкон. Когда именно — никто не знает. Пропажу заметили работники ЖЭСа, на чьем балансе и состоит здание, построенное в 1878 году. Тогда завели уголовное дело, но чугунный ренессансный балкончик канул в неизвестность. Любовь Зорина уверена: украли его те, кто знает ценность старинным решеткам.


Так кто же все-таки следит за сохранностью исторического облика города? На этот вопрос ответить непросто. Вроде бы есть определенный порядок, четко прописанный на бумаге. Начальник управления архитектуры и градостроительства Гродненского горисполкома Геннадий Таламанов утверждает: все элементы, представляющие художественную ценность, должны иметь свой номер. Кроме того, любая реконструкция в исторической части города (не говоря уже о зданиях с табличками) согласовывается с Минкультуры. Строительные работы ведутся под чутким руководством научного руководителя и зорким глазом Госстройнадзора. После окончания работ здание принимает комиссия. Но вопросы есть, и их задают. 


В горисполкоме говорят, что если у кого-то имеются претензии — их специалисты готовы выслушать. Но сами архитекторы иногда разводят руками, признавая, что проблема существует. В некоторой степени сегодня утрачено само понятие реконструкции. Речь идет о качественном ремонте, не более того. Наверное, именно поэтому многочисленные утраты происходили ранее и происходят буквально на наших глазах. Сколько еще литых и кованых металлических «кружев» должно исчезнуть, чтобы на проблему обратили внимание?

Татьяна КОНДРАТЬЕВА


tanula.k@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter