Балет без правил

В Витебске открылся XXI Международный фестиваль современной хореографии...

В Витебске открылся XXI Международный фестиваль современной хореографии. «Заметьте, в XXI веке, — волнуется заместитель генерального директора центра культуры «Витебск» Марина Романовская, — сложились две магические цифры — XXI, мне боязно и страшно: какие–то ворота открылись, а что за ними?..»


В первый вечер давали танцовщиков экстра–класса: здесь нам и западные звезды, труппа из Штутгарта «Гуатье данс», и «матерые» танцевальные коллективы из Москвы, Гродно, Киева, Перми... «Панфиловцы», конечно, вне конкуренции, витебская публика боготворит пермский театр «Балет Евгения Панфилова». На открытии фестиваля был представлен балет Евгения Алексеевича «Восемь русских песен», сам хореограф называл этот спектакль попыткой «обнажить мощную суть русской песни. Вынуть истинно вольную, мятущуюся русскую душу из ее лакированно–эстрадной упаковки в стиле «а–ля рюс». На балетные игрища «панфиловцев» можно смотреть бесконечно и не скупиться в выражениях, называть поддержки танцовщиков виртуозными, форму спектакля — сверхплотной, блестящей идею хореографа...


Все же гвоздем концерта–открытия стала немецкая труппа «Гуатье данс», ее хореограф и руководитель Эрик Гуатье показал витебчанам «другой» современный танец, не совсем тот, к которому мы привыкли. Немецкая труппа не стала кружить нам голову диагональю шикарных заносок, прыжками до потолка, немыслимыми позами, нечеловеческим вывертом ног и рук. Эрик публику смешил: в его шуточной постановке «Балет 101» танцор Уильям Морагас показывает 100 позиций классического танца в ускоряющемся темпе — первая, вторая, сорок восьмая... естественно, 101–я поза — это распластанный на полу танцовщик Уильям, «погибающий» в конвульсиях от тяжкой работы в «репетиционном зале». Зал заливисто хохочет: нежную пародию Эрика на классический балет публика с радостью принимает, а критики современного танца недоумевают: «Но это ведь не совсем модерн?..»


Позже на пресс–конференции герр Гуатье вынужден был объяснить, что свой поиск в современной хореографии он ведет, исходя из вкусов западного зрителя. «Классический балет всегда был искусством для особой, если хотите, обеспеченной публики, — говорит Эрик. — А я хочу делать танец для простых людей. Допустим, если современный молодой человек вечером задумается, куда бы ему отправиться — в кино или на балет, он должен предпочесть балет, потому что там тоже весело. Именно поэтому я стараюсь в свои постановки вкладывать не только мысль и техническое совершенство, но и юмор». Кстати, Эрик развенчал перед нами еще один миф о том, что труппы современного танца в Европе живут припеваючи, каждый день концертируют. Совсем нет. Его достаточно известная в Германии труппа «Гуатье данс» выступает от 3 до 8 раз в месяц в камерных залах, рассчитанных на 200 — 400 человек.


Так, пока симпатичный немецкий хореограф Эрик Гуатье решает вопрос, как завлечь современного зрителя на балет, дирекция витебского фестиваля озадачена совсем другой проблемой. Желающих попасть в зал КДЦ «Витебск» на концерты фестиваля очевидно больше, чем билетов в кассе. Сегодня на фестивале вечер премьер: российский театр танца «Крепостной балет» представляет спектакль «Дождись ангела», театр «Балет Евгения Панфилова» дает постановку Ларисы Александровой «Отлучение»... Спешу занять очередь в билетную кассу — в большой витебской семье балетоманов клювом не щелкают.


Витебск — Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter