Всякая система нуждается в регулировании, иначе ей угрожает деградация. В основе жизнедеятельности государства находятся баланс доверия общества и власти и эффективное государственное управление, основанное на перспективно ориентированной кадровой политике, с идеологически выстроенной концепцией его развития. Необходимо констатировать, что система государственного управления Беларуси продемонстрировала устойчивость и нацеленность на организационно‑проектный подход в реализации насущных интересов общества. Конституционная модернизация должна определить философию государственного порядка, который не только предоставляет возможность решать дела в стране по оказанному доверию власти большинством граждан, но и обеспечивать превращение этой возможности в действительность. Обновленная Конституция должна отразить глубинные вопросы — социальных лифтов, обеспечения стабильности в организации государственного управления и кадровой политики, решения задач безопасности и реализации проектного управления в контексте цифровизации общественного развития.
Специфика государственного управления заключается в таком подходе, при котором проблемы граждан страны, личности должны находить решение исходя из духовных и исторических традиций общества. Разумеется, такая работа предполагает наличие соответствующих управленческих кадров.
Убежден, что только эффективная государственная кадровая политика — залог успеха и процветания Беларуси. Она является главным направлением организации общества, действенным рычагом управления, посредством которого изменяется весь ход общественного развития. Данные позиции отражены в Концепции государственной кадровой политики. Но не все выдерживают гонку со временем, и не каждый может устоять перед соблазном уйти от ответственности. Предательство на государственной службе, как и в любой силовой структуре либо госучреждении, равнозначно гибели дела, которому ты служишь. Это худшее проявление общества. Если человек, работающий в научной, образовательной, медицинской, дипломатической сферах или медиасреде, относящейся к государственной структуре, не может отстаивать государственные интересы и проявляет слабость, то необходимо соизмерить свои силы и принять решение по совести.
Перед нами стоит задача поиска верных и преданных государству людей в самых различных уголках страны с учетом их моральных и деловых качеств. Следует активнее привлекать в целом к государственному управлению незаурядных личностей из всех слоев белорусского общества, ориентируясь не на анкетные данные, а на индивидуальные способности к управленческой деятельности. Причем при их подготовке нужно не формальное обучение государственному управлению, а вдумчивый анализ непосредственной живой государственной работы, не ученическая экстраполяция шведской, польской, американской или какой‑то другой иностранной системы управления на отечественную действительность, а опора на национальные традиции и белорусскую ментальность. Современная кадровая политика должна продемонстрировать и отрегулировать функционирование действующих в обществе социальных механизмов отбора и оптимального распределения человеческих ресурсов, направленных на формирование организаторской, хозяйственной, научной, культурной элиты, отвечающей интересам развития Беларуси. В этой связи возникает необходимость формирования такой политической партии, которая бы стала платформой для кадрового корпуса страны. Без выстроенной системы государственного управления и кадровой политики говорить о перераспределении властных полномочий и о конструктивных изменениях невозможно. Мультикультурализм и толерантность в системе государственного управления и кадровой политики неприемлемы.
Николай ЩЕКИН, кандидат философских наук, доцент, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии Национальной академии наук.