В музыкальном театре прошла премьера оперетты "Бал в "Савойе"

Бал вампиров

Чуть больше месяца осталось до начала Каннского кинофестиваля, который в третий раз откроется новым фильмом непотопляемого Вуди Аллена. И если в своем почтовом ящике вы снова не нашли приглашение посетить набережную Круазетт, а только купон на бесплатный сеанс иглоукалывания, огорчаться не нужно. Вам стоит навести марафет и сходить в Белорусский государственный академический музыкальный театр на премьеру оперетты венгерского композитора Пала Абрахама «Бал в «Савойе» в постановке режиссера Анны Моторной. Оперетта, которая ставится у нас впервые, с ходу погрузит зрителя в вальяжную и слегка легкомысленную атмосферу европейского кинофестиваля класса «А». Воображаемый морской бриз набережной Ниццы, короткие юбчонки солисток кабаре, нескончаемое шампанское на подносе непременно увлекут вас в эту чудную игру.

Герои оперетты — актеры, режиссеры, спонсоры, композиторы, кокотки, импресарио, продюсеры. Европейский мир, замерший между двумя мировыми войнами, был особенно безрассуден и веселился отчаянно, словно предчувствуя скорую беду. Но пока все полны планов, мечтаний и фантазий — будь то завоевать внимание могущественного магната или найти лекарство от любовного разочарования. Каждый герой — эгоцентрик и энергетический вампир. Строит козни по мере сил, беззлобно интригует, переодевается в чужие наряды и безмерно увлечен собой, как и положено в мире искусства. Словом, перефразируя слова Короля из сказки Евгения Шварца «Обыкновенное чудо»: идет здесь повседневная фестивальная жизнь.

Эта атмосфера легкого праздничного безумия и суеты в чем–то действительно напоминает ретро–картины Вуди Аллена, например, «Пули над Бродвеем» или недавнюю «Магию лунного света». Немало ассоциаций возникает и с нашумевшим и так полюбившимся нашим зрителям фильмом «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона, снятым по мотивам рассказов австрийского классика Стефана Цвейга.

Поначалу от обилия персонажей «Бала в «Савойе» голова идет кругом. Оперетта действительно густонаселенная. Каждого из героев учтиво представляет зрителям администратор отеля, а персонаж тут же заряжает какую–нибудь песенку вместе с оркестром. Сцены многословны и неторопливы. Музыкальный материал оптимистичен, как майский ветерок. Превалируют фокстроты, аргентинское танго и прочие мелодии и ритмы зарубежной эстрады, популярные в 30–е годы прошлого века. Сразу и не скажешь, что автор такого жизнеутверждающего музыкального материала долгое время жил в кредит в одном из отелей Нью–Йорка никому не нужный и всеми забытый и даже угодил из–за всех душевных потрясений в психиатрическую лечебницу, где работал мойщиком посуды. Абрахам с приходом к власти национал–социалистов столкнулся с запретом на профессию из–за «пятой графы», все его оперетты из репертуаров немецких театров были сняты. А когда нацисты вошли в Париж, подался в США. «Бал в «Савойе» стал для него последней крупной довоенной берлинской премьерой на безоблачном европейском небе... И если держать в уме все эти трагические события, то в «Бале...» вырастает щемящий второй план.

В постановке, либретто которой написал сам режиссер, много юмора и самоиронии. «Федерико Феллини на наш фестиваль не приехал!» — в какой–то момент заявляют зрительному залу. Всем понятно, если действие все–таки происходит в 30–е годы, а вся подчеркнутая аутентика костюмов сохранена, то маэстро, родившемуся в 1920 году, должно было быть лет 10, не больше.

Практически после каждого номера звучат искренние аплодисменты. Все–таки давно театр не баловал своих преданных поклонников именно классической опереттой. В неожиданном амплуа предстает Наталия Гайда в роли приглашенной звезды фестиваля Вуазье и срывает после своего номера настоящую овацию. Восхитительное платье достойно пополнить коллекцию лучших созданных сценических образов.

Вообще, действительно трудно выделить кого–то из органичного и упивающегося всем происходящим актерского ансамбля. Игра в иллюзию вселяет краткую надежду. Поневоле после премьеры, зайдя в свой тусклый подъезд, откроешь–таки на всякий случай почтовый ящик: вдруг приглашение в Канны все–таки пришло?..

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 62 (24944). Вторник, 5 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter