«История пса Бакса: почему он не смог пережить новых веяний»

Бакс простил всех

Всякий раз, проезжая мимо красивого здания из белого кирпича, стоящего на берегу озера Дривяты, невольно чувствую себя сопричастным к этой картинке. Дело в том, что очень уж трудно давалось тогдашнему руководству ОСВОД его строительство. Все время не хватало денег. Подозреваю, что виной в какой-то мере был и обычный речной пароход, в котором располагалась спасательная станция. Не глядя на старческий возраст, выглядело судно на берегу огромного озера вполне привлекательно, особенно когда на субботниках его покрывали свежей сине-белой краской. Вот и думали проверяющие – а чем плохо живется спасателям при такой экзотике? На самом деле это был уже позавчерашний день. Для такого туристического места требовалось современное сооружение со всеми необходимыми атрибутами и амуницией. Вот и помогал я тогдашнему руководителю ОСВОД, моему доброму приятелю Анатолию Голубу, преодолевать препоны, стоявшие на пути строительства новой спасательной станции.

Коллаж Ирины СТАРОРУСОВОЙ

Однако сегодня собираюсь поведать не об этом, а рассказать об одном из спасателей, Арсении, и его друге Баксе. Именно в те годы я познакомился с ними.

Арсений, молодой человек лет тридцати пяти, работал на станции мотористом. О таких говорят — золотые руки. Ремонтировал все, что ему ни приносили. Особенно любил возиться с часами. Женат был на тихой, немногословной женщине. Детей к тому времени аист им еще не принес. Арсений был невысокого роста, смуглый, худощавый, кареглазый. А еще — любопытный. Всегда слушал новости, интересовался политикой и потому любил общаться со мной. 

В тот день, приехав на станцию, я заметил, что пустует будка, в которой жил Джульбарс. 

— Погиб, бедолага, — рассказал Арсений. — Каким-то образом освободился от ошейника и, видимо, бежал в сторону города, но угодил под машину. Сами знаете, сколько большегрузов проезжает рядом.

Когда уезжал из Браслава, снова заскочил на станцию. Тогда и увидел новобранца.

— Вот, прибилась к нам дворняга, — сказал Арсений. — Такой сторож все равно не помешает — вон уже материалы для новой станции поступают. Решили оставить Бакса. Мы его так вроде в шутку назвали…

Нелепое имя, подумал я тогда. Но какая разница для дворняги, живущей большей частью на цепи. 

Иногда я задерживался на станции. Брал у спасателей лодку и уходил далеко на озеро рыбачить. Бакс нравился мне все больше. Смотрел он на меня намного дружелюбнее, чем когда-то Джульбарс. Да и выглядел он заметно умнее и сообразительнее. Не глядя на то, что Бакс был вроде бы как на хозяйстве, питался он, как и большинство дворняг, скудно. Особенно когда на станции случался какой-нибудь аврал. Тогда его и вовсе забывали покормить. Кое-что перепадало от зевак, заглядывавших сюда обозреть старый пароход. Однако у будки никто не задерживался. Чем мог удивить или привлечь внимание обычный дворовый пес? Бакс был среднего роста, с худощавой, напоминавшей лисью мордочкой. Правда, всегда с чистой шерсткой в любую погоду. Разве что глаза… Они действительно поражали неким чувством доброты и преданности. Наверное, это и привлекло Арсения. Об их дружбе скоро узнали все на станции. Несколько раз в неделю Арсению выпадали ночные дежурства. Обойдя участок, оба направлялись в теплую каюту и там ужинали. Арсений — своей скудной ссобойкой, а другу всегда приносил косточек, которые собирал у соседей. Потом до следующего обхода оба дремали, думая каждый о своем.

Случилось Баксу и отличиться. По-настоящему. За такое медали дают…

Как-то со своей внучкой трех с половиной лет на станцию заглянул проведать сослуживцев бывший начальник Степан. Высокий и очень худой мужчина, у которого всегда, как я знал, был отличный аппетит. Коллегам было о чем поговорить, что вспомнить. Никто не заметил, как шустрая малышка прошла мимо будки Бакса и скрылась за тыльной стороной парохода. Неподалеку прибой образовал песчаную яму. Туда и направилась кроха. Упала, покатилась. Песок — на нее. Наверное, плакала, кричала, но никто не слышал. Никто? Нет, был один, кто действительно забеспокоился. Это Бакс. От своей будки, как я потом понял, он не мог видеть то место, где упала внучка Степана. Но каким-то шестым чувством пес оценил произошедшее и стал громко лаять и буквально рваться с цепи. Мужчины наконец обратили на него внимание. Что это с Баксом? Засуетился и Степан. Куда внучка делась? Все кинулись искать. Первым заметил часть курточки под песком Арсений. Малышку вытащили. Благо на станции в этот час дежурила медсестра. Анна работала здесь недавно, но многие уже успели оценить ее талант. «Скорую», конечно, вызвали. Но еще до ее приезда Анна заставила ребенка дышать. Девочка уже открыла глаза и удивленно смотрела ими на мир. 

Успокоился и Бакс. Он мирно лежал на траве возле будки и, возможно, мечтал, чтобы поскорее наступил вечер и его друг и хозяин Арсений поделился с ним своей ссобойкой. 

В этих благословенных местах мне, к сожалению, за прошедшие годы довелось стать свидетелем многих драм и человеческих несчастий. Не обминула беда и пару Арсений — Бакс. Парень почувствовал, что к нему, такому еще молодому и крепкому, подкралась некая болезнь. Обратился к врачам. Тогда и услышал неутешительный диагноз: опасная болезнь крови. Загрустил и Бакс. Мне рассказали удивительную историю. Арсений возвратился из Витебска, где практически после предпринятого лечения услышал, в общем-то, окончательный приговор. Так вот Бакс, каким-то образом освободившись от тугого ошейника, побежал к автобусной остановке и там ждал своего друга. Увидев его, Арсений улыбнулся, и, возможно, хоть на малое время у него стало легче на душе.

Арсению так и не довелось поработать на вновь открывшейся станции. Как сторож не нужен был здесь больше и Бакс. Красивое, компактное здание из белого кирпича. Есть сигнализация, видеокамеры. На его фоне даже некогда радовавший глаз старый пароход выглядел уже живой историей.

Бакс все чаще, как говорят, перебивался с воды на хлеб. И тогда у меня созрела мысль, как исправить его жизнь. Проехал по соседним хуторам и уговаривал хозяев взять на подворье верного и преданного пса. Никто не согласился. Увидев, как я расстроился таким поворотам событий, мой самый близкий сосед и смотритель моего имения Павел все же сжалился, сказал, чтобы я привозил собаку к нему. Я воодушевился и поехал в город. Но увы… Будка была пустой. Рядом валялся простенький ошейник. Никто так и не заметил, как и куда делся друг Арсения. Я же думаю, что Бакс простил всех и, сорвавшись, убежал бродяжничать. В подтверждение этой мысли мне говорили, что дворнягу, очень похожую на Бакса, в последний раз видели неподалеку от кладбища, где покоится его друг Арсений. 

Может, и так…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter