Бах в стиле джаз?

В  Белорусской  опере  к  идее  «омолаживания»  классики  подошли  профессионально. Здесь осовременили не только «картинку» спектакля «Бах...Кофе...Джаз...», но и саму музыку, обработав нежные баховские менуэты в острой джазовой манере

В  Белорусской  опере  к  идее  «омолаживания»  классики  подошли  профессионально

Мир музыки так же безграничен, как и число ее почитателей. Музыку любят и интеллигентные завсегдатаи филармонии, и водители, преданные «Авторадио», и растущие на телефонных рингтонах школьники, и посетители молодежных дискотек… Можно ли представить себе, что одно музыкальное событие может охватить более одного электоратного слоя? Оказывается, можно. Этим событием стала премьера спектакля с интригующим названием «Бах… Кофе… Джаз…» в Белорусской опере.

Спектакль родился как эксперимент и не претендует на нишу в касте «вечной классики». Явно революционный дух ниспровержения  авторитетов подвиг авторов спектакля на вольное пересочинение Баха и пародирование человеческих слабостей. Решиться на них осмелились молодые, оригинально мыслящие люди: композитор и джазовый исполнитель Михаил Леончик, режиссер Белорусской оперы Наталья Кузьменкова и дирижер театра Андрей Иванов.

А началось все с шуточного произведения Баха «Кофейная кантата», герои которого спорят на тему пить или не пить кофе. Казалось бы, идея перенести конфликт в наше время лежала на поверхности, особенно в свете большой популярности в мире «осовремененных» постановок. «Кармен» разыгрывают в автомастерской, «Травиату» — в публичном доме, «Евгения Онегина» — в тюрьме… Помимо эпатажа, такие версии обязательно вызывают противоречие между видимой и слышимой частью спектакля.

Но белорусы подошли к идее «омолаживания» в высшей степени профессионально. Они осовременили не только «картинку» спектакля, но и саму музыку, обработав нежные баховские менуэты в острой джазовой манере. Благодаря этому проект «Бах… Кофе… Джаз…», без преувеличения, можно назвать уникальным.

Два времени на сцене отделяет дорожка, пересекать которую дозволено только Рассказчику. Он путешествует из одной эпохи в другую, наблюдая, как в двух разных семьях одновременно разворачиваются одни и те же события. И там, и тут отцы недовольны поведением своих дочерей.

Героев из XVIII века играли Василий Ковальчук и Анастасия Москвина; почтительно кланяясь и обмениваясь галантными любезностями, они осуществляли шантаж и давление друг на друга. Татьяна Гаврилова и Дмитрий Трофимук, отец и дочь из нашего века, агрессивно спорили, затыкали уши, клали ноги на стол и превращали свое жилище в паноптикум беспорядка. Мудрый отец из прошлого после долгих уговоров находит уязвимое место дочери и, ехидно улыбаясь, обещает не выдать упрямицу замуж. Современная девица не ждет таких подарков от отца и сама находит себе мужа в ближайшем кафе. Старомодный папаша приводит в дом жениха, а заодно и нотариуса, чтобы подписать брачный контракт и деликатно снять с себя хлопоты по содержанию дочери. Герой нашего времени пьян, и ничто не мешает его дочери принять судьбоносное решение — собрать чемодан. И тут, и там действие заканчивается свадьбой и шампанским вместо кофе.

Собственно, веселый и ироничный спектакль сделан в жанре зарисовок с натуры и лишен морализаторства. Его вывод один: времена меняются, проблемы остаются. Утрированный градус агрессии и порочности в изображении нашего времени заставляет зрителя не только посмеяться, но и погрустить… 

На снимке: сцена из спектакля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter