«Бабки» за деток

С каждым годом количество студентов–«платников» растет...

С каждым годом количество студентов–«платников» растет. Сегодня за свой счет в государственных вузах обучается 60 процентов студентов — почти 224 тысячи человек! Еще пять лет назад их было меньше половины. Одни считают, что такая доступность высшего образования — хорошо. Мол, пусть лучше новое поколение свой избыток энергии тратит в вузовских аудиториях, пытаясь в десятый раз сдать сопромат и философию, чем болтается по улице. И родители, в принципе, готовы платить. Даже не столько за образование, сколько за собственное спокойствие: ребенок пристроен. И уже вполне привычна картина: мама со своим 18–летним нерадивым чадом идет к декану, как к директору школы, со слезами умоляя дать еще один шанс. В некоторых вузах даже родительские собрания проводят... Не ровен час родителей к ректору будут вызывать?


Другие смотрят на это явление менее оптимистично, считая «платников» митрофанушками, которым не хватило ума поступить бесплатно. В 1980–х у них вообще не было бы шанса получить высшее образование. Так бы и поступали по 10 раз, а некоторые, возможно, и вовсе бы не замахивались на вуз, выбирая менее квалифицированные специальности. Во всяком случае, высшее учебное заведение было на самом деле высшей планкой, до которой нужно было сперва дорасти, а потом уж пытаться перепрыгнуть. Сегодня же не редкость, когда на платное отделение поступают абитуриенты, набрав на тестировании по профильным предметам 20, а то и вовсе 8 (!) баллов из 100 возможных.


Планка — понятие растяжимое


Поскольку абитуриентов с каждым годом становится меньше, фактически между вузами идет конкуренция, кто к себе привлечет самых достойных.


— У нас на платное отделение поступают ребята с баллами не ниже 200, — говорит проректор по учебной работе БГЭУ Михаил Мишкевич. — Помню, на факультет международных экономических отношений на платное отделение пришел парень, набравший 310 баллов. Но в целом наш вуз — скорее исключение. От коллег из других университетов не раз приходилось слышать: мол, это вы себе набрали «высокобалльных», а нам не до высших материй...


Кому достаются «слабые»? Менее престижным специальностям. В отличие от международных отношений, желающих изучать за деньги химию, физику и математику мало, поэтому здесь недобор. И на мехмат могут взять абитуриента, который на тесте по математике набрал... пять баллов. Он простых дробей не знает и в таблице умножения путается. Но у него вынуждены принять документы, если выбора нет. Ведь план приема заранее составляется.


Конечно, преподаватели, деканы активно рекламируют свои факультеты, участвуют в подготовке школьников, проводят профориентацию. Но сильные ребята, которым не хватило баллов на бюджетное отделение физфака или мехмата БГУ, просто выберут другой вуз, где проходной балл ниже. Раньше вопрос был прост: кем я хочу стать? Теперь: кем я могу стать с такой суммой баллов?


— Должен быть нижний барьер — минимальный балл, с которым можно учиться по данной специальности, — уверен декан факультета прикладной математики и информатики БГУ Павел Мандрик. — Сегодня же абитуриенты поступают с любыми оценками. И это плохо в первую очередь, как ни странно, для школы. Потому что нет мотивации хорошо учиться. Школьник знает, что с любым «багажом» поступит. На бюджетное или на платное — для него это не определяющее, если родители готовы платить. Ну поступит он, мы его попробуем подтянуть: дополнительные занятия, индивидуальная работа, некоторые факультеты 1–й курс по школьной программе доучивают... Я бы еще вернул профильный экзамен, пусть даже в письменном виде, но во всех вузах одновременно. А то сегодня абитуриент, сдав русский язык на 80 баллов, а физику на 20, поступает на физику, а не на филологию.

«Бюджетник» обходится дороже


Речь не о том, что высшее образование не должно быть платным. Наоборот, оно стоит денег, и немалых. Платное обучение — фактически основной доход вузов. Это и премии преподавателям, и современное оборудование, и новые компьютеры, и доступ в интернет, и ремонт аудиторий... Хотя сумма, которую выделяет государство на «бюджетника», больше, чем платит «платник». Скажем, в прошлом году подготовка одного студента за счет средств бюджета обошлась в среднем в 6,8 млн. рублей, а в БГУ — в 11,4 миллиона. Тогда как средняя стоимость платного обучения — 2,8 млн. рублей. Но государство нынче готово платить только за 149 тысяч студентов, а вузы могут подготовить в 2,5 раза больше. Поэтому и принимают всех желающих, но дорожат, увы, не каждым...


— В этом году мы набрали 30 «платников», а после первой сессии отчислили за неуспеваемость 25 — преимущественно «бюджетников», — говорит декан физического факультета БГПУ им. М.Танка Виктор Януть. — Так что баллы — это еще не показатель. Те, кто поступил случайно и думал так же случайно дотянуть до диплома, меняют свое мнение уже после первого семестра. Мы отчисляем много. Даже с 5–го курса одного выгнали: устроился на работу и забросил учебу. Ведь если мы сперва выпустим не очень хорошего специалиста, потом к нам придут еще более слабые студенты.


Декан факультета радиофизики и электроники БГУ Степан Мулярчик тоже говорит, что безболезненно может отказаться от 20 процентов «платников». Но считает, что к первокурсникам все же отношение должно быть более щадящее:


— Мы стараемся не отчислять только первый год, дать им время проявить себя. Даже первую сессию стараемся полегче сделать. Но тянуть через все курсы невозможно. Если из «бюджетников» 95 процентов выходят специалистами, то из «платников» — 60 — 70. У нас нет задачи — держать «платников». Ни один ректор, ни один декан не может себе позволить такой роскоши. Ведь если студент платит и ничего при этом не делает — он развращает всю систему. У нас в одной группе первокурсников как–то оказалось много «платников». И у них тут же сложился коллективный климат: мы заплатили, ваше дело — учить. Так мы их быстро привели в чувство. На 50 процентов «почистили» — остальные сразу стали хорошо учиться.


В очереди за «платниками»


В принципе, стимул хорошо учиться есть — можно получить скидку на обучение. Так, в прошлом учебном году студентам платных отделений за хорошие оценки «скинули» 2,67 млрд. рублей. В БНТУ, например, по словам проректора по учебной работе Георгия Вершины, цену снизили почти каждому второму «платнику». Но чтобы совсем перевели на бюджет — такие случаи очень редки.


— Ни в этом, ни в прошлом, ни в позапрошлом году мы не перевели ни одного человека, — говорит Виктор Януть. — Чтобы перевестись на бюджет, нужно иметь в зачетке одни «девятки». Из 130 студентов на первом курсе только одна девочка–«бюджетница» сдала три экзамена на «девятки» и один — на «пятерку».


Это вовсе не значит, что «платники» — неучи. Да и вообще первый курс непоказателен. Иногда один получает больше баллов по тестированию, но не может мыслить абстрактно. Другому не хватило баллов — он идет на платное и успешно учится.


— Мы нашему выпускнику платного отделения Артему Столярову даже предлагали остаться работать в научно–исследовательской лаборатории на кафедре, потому что он проявил себя лучше, чем «бюджетники», — вспоминает Степан Мулярчик. — Но он нашел себе более выгодное предложение. Ведь частные, коммерческие компании охотнее берут именно «платников». Им нужен не специалист с дипломом, а тот, кто может решать конкретные производственные задачи. С «платником» они ничем не рискуют: в любое время могут уволить, чего нельзя сделать с «бюджетником». Поэтому некоторые студенты переводятся на платное отделение, чтобы получить свободное трудоустройство.


Артем Столяров, тот самый выдающийся «платник» факультета радиофизики и электроники, сейчас работает в частной фирме, которая делает электронику на заказ. Когда поступал в вуз, не хватило одного балла, пошел на платное отделение...


— Была возможность перейти на бюджет, но стремления не было, — говорит он сейчас. — Для этого нужно было день и ночь сидеть над учебниками. А меня больше интересовало научно–прикладное направление. Я начал работать со 2–го курса. И уже последние два года сам себе оплачивал учебу. Лоботрясов на факультете у нас не было ни одного. Наверное, они выбирают более легкие специальности. Во всяком случае, когда я получал второе высшее экономическое образование, среди «платников» встречал таких, кто мог прийти на экзамен неподготовленным.


Да и в целом, замечают профессора и доценты, не так уж плох «платник», если у него есть желание учиться и потенциал. А то, что даже слабые абитуриенты выбирают вуз, это даже лучше, считает Георгий Вершина.


— Они оценят свои силы, не смогут учиться — всегда есть возможность пойти в армию или на производство. А начинать все–таки лучше с высшего образования. Когда я учился, были только логарифмические линейки и калькулятор. А сегодня в вуз приходят первокурсники, уже умеющие работать в текстовом и графическом редакторе. Раньше, чтобы создать машину, от технического задания до серии 5 лет уходило. Сейчас это за полгода студенты делают, причем в трехмерном моделировании. И не всегда в первых рядах «бюджетники».


Поступление за деньги, а не за знания и способности — это попытка сделать высшее образование доступным. Одной преградой на пути к получению диплома стало меньше. И в этом тоже есть свой плюс. Ведь даже Альберт Эйнштейн поступил в знаменитый цюрихский Политехникум только со второй попытки. Правда, нынче он, может, не стал бы терять год, а пошел бы со своими баллами на «романо–германскую филологию»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Аноним
помоему само понятие "высшее образование" уже девальвировано.. Оно стало доступно всм кому не лень.и это не правильно. В западных странах его могут получить только самые достойные.. Во первых оно все платное.. Если вы бедны но очень умны- вас ждут гранты и дотации,  или же из обеспеченной семьи, значит высшее образование получат дети из хороших семей и с хорошими умственными данными.. Конечно обеспеченные семьи там это не наши нувориши а потомственный средний и высший класс с глубокой внутренней культурой , воспитанием и т.д.<br /> <br />
А унас наполучают все дипломов- и продавцом в магазин фотопленки..Или еще пример из жизни - парень закончил ПГС и работает в Москве официантом..
I.M.
В мои студенческие годы «платники» старались учиться очень хорошо. У них был стимул перевестись на бюджетную форму обучения и экономить семейные средства. И вообще, насколько нужно быть глупым и не дальновидным человеком, чтобы не ценить свои или родительские деньги, которые уходят коту под хвост.<br /><br />Впрочем, в платном обучении есть и свои плюсы. Это, прежде всего, т.н. «свободный диплом», когда выпускник сам ищет свое первое место работы. У бывшего «платника» большее поле для маневра после выпуска.
Педагог
По моему мнению, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - на то и ВЫСШЕЕ , чтобы его получали действительно лучшие люди. А остальные могут получать профессию в других учебных заведениях. Жаль, что многие родители в погоне за престижем получения диплома ВУЗа для своего ребёнка не учитывают его знания, способности, умения. По-моему, лучше гордиться высококвалифицированным токарем (слесарем, водителем и т.п.), чем недоученным юристом, врачом, инженером.... Каждый должен быть НА СВОЁМ МЕСТЕ, тогда и в стране БУДЕТ ПОРЯДОК!!!
Педагог
По-моему, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ на то и есть ВЫСШЕЕ, чтобы его получали действительно лучшие люди. А "платники" они или "бюджетники" - неважно. Совершенно согласна с тем, что нужно ввести какой-то минимальный проходной бал по предметам для абитуриентов. А то поступает на инженера-строителя вне конкурса абитуриент с 1 баллом по ЦТ по математике (на бюджет), а через неделю не посещает занятия, т.к. не может учиться!<br /> <br />
А родителям, в погоне за дипломом ВУЗа для своего ребёнка не жалеющим денег, хочу посоветовать: учитывайте желания, знания, способности и возможности своего ребёнка. Ведь лучше потом гордиться высококвалифицированным слесарем (токарем, продавцом и т.п.), чем недоученным юристом (врачом, инженером)!!! Тем более, что спрос на рабочие специальности растёт и зарплата у рабочих сейчас неплохая.
nikolaisl
Покупают диплом? А до введения платного обучения не покупали? За взятки экзамены не сдавали? Всё зависит от гражданской позиции преподавателей! Конечно, мысль о переложении усилий в овладении знаниями на родительский кошелёк развращает, тут требуется объективная работа СМИ, но… Кто не прибегал к платной медицине? Это возможность (весьма не стопроцентная) не жалуясь, не прося, не оправдываясь, что не в бюллетене дело получить обследование и консультацию. Вот так и с платным обучением. А бестолочь отсеют наниматели.
Жилец
По моему глубокому убеждению обучение должно быть или только платное, или только бесплатное. То что существует сейчас не только снижает уровень образования, но также углубляет расслоение общества.
Надежда Николаевна
30 лет работаю учителем, поэтому очень хорошо знаю, как поступали в ВУЗы раньше и как теперь. Раньше в ВУЗ попадали лучшие из лучших. Теперь туда может попасть практически любой выпускник школы. Да, конечно, есть ВУЗы, в частности БГЭУ, куда поступить бывает очень сложно даже на платное обучение. В этом ВУЗе бывших двоечников нет. Туда идут лучшие из лучших. Но ведь есть другие, более доступные учебные заведения, в частности, коммерческие. Они готовы взять любого. А еще есть ВУЗы, которые в течение последних лет стали непрестижными из-за того, что их выпускники получают маленькую зарплату. Это, в частности, педагогические университеты. Теперь в школы республики начинает приходить поколение бывших двоечников и троечников. Доходит до того, что учитель математики сам не может решить простейшее задание. О том, что может дать такой учитель детям, и так понятно. Я уверена, что нужен более серьезный отбор в ВУЗы по принципу "лучше меньше, да лучше".
Валентин
В наше время знания нивелировались. Раньше они стоили конкретных отметок - 3,4,5, а теперь?<br /><br />В начале ввели 10-ти бальную систему отметок, где минимальная отметка "1" была положительной. Потом ЦТ, где знания уже не были самым главным - главным была удача и везение (есть официальный документ (рекомендации ученикам по подготовке к ЦТ) из ОО облисполкома одной из областей, где черным по белому написано: "Не пробуйте сразу решать задачу, сначала отбросьте заведомо неподходящие ответы"). Учеников начали готовить к УГАДЫВАНИЮ ответов, а не к знаниям предмета. И из-за этого они теперь поступают по итогам результатов ЦТ, а не по желанию, знаниям и осознанному выбору профессии. В этом учебном году МО издало указ о вводе отметки "0". Получилась 11-ти бальная система отметок. В такой системе сам черт ногу сломит.<br /><br />Далее. На самих местах работы будущих специалистов начали брать ТОЛЬКО с высшим образованием. Мой пример: очень хорошие знания компьютерной техники и программирования, но будущий работодатель сказал: "Принеси мне любой диплом о "вышке" с твоей фамилией и я тебя возьму". Как в таком случае мне не кинуться в любой вуз на любую специальность? И так почти везде - на хорошую (умственную, а не физическую), высокооплачиваемую работу без ВО не устроишься. Согласен: нам нужны рабочие специалисты, но... <br /><br />Высшее образование должно цениться не за то, что оно высшее, а за то, что оно дает знания несколько иного рода, чем средне-специальное. А пока у нас бытует мнение, что только с ВО можно нормально работать, жить и зарабатывать деньги, будут все, кто может, лезть в ВУЗы любыми способами.<br /><br />Еще нам нужно реформировать школу, чтобы она отвечала современным реалиям, а то, зачастую, в учебниках используются устаревшие данные. Да и сами учебники далеко не идеальные. <br /><br />Понимаю, что наше образование ищет новые пути в развитии и экспериментиует, но давайте не будем экспериментировать на наших детях.
Педагог
И раньше тоже не всегда в ВУЗы поступали лучшие из лучших: на престижные специальности часто поступали родственники (знакомые) начальников или за взятки (сама знаю, поступала ещё в советское время). Но такого, как сейчас, конечно, не было.
Сафонов Анатолий
Тягу к знаниям, а тем более за деньги тех кто хочет эти знания получить, надо приветствовать. Но не надо забывать, что за тягой за знаниями за деньги идет трудоустройство "за деньги", и поэтому наша экономика сама не поднимается, а поднимается "за деньги", которые беспощадно такие "специалисты" тянут из бюджета.<br />С уважением.
Жилец
Хочу рассказать святочную историю для педагогов. Мол не все так и плохо.<br /> <br />
Три года назад сын наших знакомых поступал в БГУ и получил 2 бала. Естественно его не приняли. Однако, когда он забирал документы, то ему порекомендовали подать заявление в С-петербургский университет по результатам ЕГ. Он написал и вот уже 3 года учится. Из его группы из разных стран СНГ осталось меньше половины.
Людмила
Высшее образование - это не привилегия всех. Это привилегия тех, кто сможет его "осилить". Когда я училась, то абсолютно точно смогла понять: некоторые люди перепутали дверь высшего образования в своей жизни с какой-то другой. Почему? Доступность, деньги, родители за плечами. Если государство хочет иметь не просто дипломированных специалистов, а профессионалов с нормальным и хорошим багажом знаний, надо эту лавочку прикрывать. Могу поспорить. если сейчас провести анкетирование или собеседование с моим потоком, то можно понять сколько людей на самом деле учились, прикладывали усилия и стали-таки специалистами. А еще самое обидное, что многие из "неготовых к высшему образованию" работают по специальности, потому что за плечами у них были родители и место под солнцем. Но как работают, это еще надо уточнить.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости