Старый деревянный храм, инициативные жительницы и поэтесса-долгожитель — посмотрели, как деревня с женским названием встречает весну

Бабий Лес — территория сильных женщин

Бабий Лес — любопытное название населенного пункта, в котором есть и что-то таинственное от «леса», и грубоватая нотка в прилагательном «бабий»… Хотя, если разобраться, по-другому и не скажешь об ударной и работящей крестьянке, которая за благополучие детей, семьи готова пожертвовать всем на свете. Такая баба здесь, по старой легенде, жила. И в сего­дняшней лесистой деревушке много искренних и веселых женщин, похожих на волевую основательницу этого местечка.

Главная дорога Бабьего Леса заасфальтирована: добраться сюда можно на пригородном автобусе.

Женщина во главе

Солнечный, но ветреный мартовский день. Едем в Бабий Лес с председателем Жодинского сельского Совета Натальей Мазынской. По дороге женщина эмоцио­нально рассказывает о деревеньке с интересным названием: 

Храм благоверного князя Александра Невского сегодня на реставрации.
— Направляемся в необычайно красивый населенный пункт в 16 километрах от Жодино. Здесь очень грибные места. Работаю в сельсовете уже семь лет и радуюсь, какие здесь активные жительницы. Они запомнились мне с первого дня. Возле деревянной церквушки на окраине деревни есть старое сельское кладбище, которое заросло и нуждалось в благоустройстве. На нем — могила павших солдат Великой Отечественной войны. По инициативе местных пенсионерок кладбище превратилось в чистое благоустроенное захоронение. Нашли транспорт, чтобы убрать бурьян. Как сейчас помню тот день — на субботник пришли практически все жители деревни: пожилые люди с палочками и молодежь, их дети. Но женщины были во главе. 

Бабьему Лесу повезло с инфраструктурой: главная улица Лесная заасфальтирована, три раза в день ходит пригородный автобус. Кроме того, для 47 официально зарегистрированных жителей каждый день приезжает автомагазин с продуктами. Люди обслуживаются в ФАПе соседнего Будагово. Весной и летом дачное население заметно прирастает. А свободных домиков, по словам председателя Жодинского сельсовета, на продажу нет. 

— Место аккуратное, всегда досмотренное, и, надеемся, в скором времени закончится реставрация храма Святого Александра Невского, который, кстати, был построен здесь еще в 1894 году. Деревня станет еще красивее, а все благодаря людям, которые ее любят. Глядя на жительниц Бабьего Леса, вспоминаю стихотворение Юлии Друниной: «Мне обидным не кажется слово грубое «бабы», в нем — народная мудрость, в нем — щемящая боль». Кстати, у нас есть своя талантливая поэтесса и рукодельница: 93-летняя Евгения Адамовна Филипович. У нее в доме целая картинная галерея. Давайте к ней постучимся, — предложила Наталья Антоновна.

«Я родилась среди лесов…»

Это одна из любимых рукотворных картин жительницы деревни Евгении ФИЛИПОВИЧ
Нас радушно встречает с порога Евгений, сын Евгении Адамовны, хоть мы нагрянули без предупреждения. Мужчина сам уже на пенсии, проживает здесь постоянно. Его младший брат Владимир, когда ушел на отдых, тоже стал жителем Бабьего Леса. 

— Мама уже плохо видит из-за почтенного возраста, но рассказчик она отменный. Еще недавно чувствовала себя скверно, давление высокое, но сегодня в норме. День весенний — тепло у всех на душе… Смотрите, сколько она за жизнь вышила крестиком. У меня в доме, у брата и у внуков есть богатое мамино творчество, — мужчина с гордостью показывает нам выразительные вышивки в больших рамах. — Вот парижская Эйфелева башня, портрет вышивальщицы, много милых домашних животных… Кроме того, она любит сочинять стихи.

Судя по толстым папкам с четверостишиями, которые нам демонстрирует Евгений, понимаем, что Адамовна — натура творческая, неугомонная. Ее бы работы да в многотомник или на выставку, но продвижением увлечений в семье всерьез не занимались. Усаживаем поэтессу в кресло. Теплые солнечные лучи заглядывают в хорошо натопленную уютную хату. Пожилая женщина волнуется при гостях, где-то сбивается:

— Я родилась среди лесов на небольшом клочке земли… Тот мир, что окружал меня, неповторимым был, красивым. Не слышно было скверных слов: лишь трели певчих птиц лесных и аромат красавицы-сосны в ковре цветов весенних. Сиреневый, синий, голубой сливался с небом и затухал в закате… 

Пенсионерка переходит на прозу, признается, что обожает лес. В любое время года он давал ей силы и вдохновение. Свое детство Евгения Адамовна помнит в деталях. Во время войны ей с родителями пришлось долгое время прятаться в землянке среди сосен недалеко от партизанского отряда «Смерть фашизму». Штаб подпольщиков выпускал боевые листки и листовки.

Потом были послевоенные голодные годы. Мать рано умерла, отец работал лесничим.



— Он был уважаемым в округе человеком. Можете и сейчас пройти всю деревню, спросить об Адаме пожилых жителей, и никто не скажет о нем ничего плохого. Сложной была его судьба: в Первую мировую войну десять лет пробыл в немецком плену. В Бабий Лес вернулся, потому что рвался домой, к родным соснам. В общем, испытаний в его жизни было много. Думаю, в нашей семье доброта, честность, трудолюбие пошли именно от отца. Сыновья у меня отличные, настоящие трудяги, и муж, ныне покойный Петр Антонович, всего в жизни добился сам, — Евгения Адамовна читает нам трогательное стихотворение о верности своему спутнику.

«Бабинские мы»

В дом долгожительницы заглядывает ее подруга — Людмила Михайловна Шершень. 

— Всегда Филиповичи удивляли меня своей добротой. Это чудесные люди. Знаю их более 25 лет… Каждого встречают с душой, и это окрыляет. Сама я не местная, как приехала сюда работать из Витебской области, так Адамовна и Антонович мне во всем помогали: ненавязчивыми советами, делами. Они мне как родственники. Научили жить по принципу «в жизни делай людям добро — и оно к тебе придет!» — призналась Михайловна.



Людмила Шершень ведет нас к своей подруге — 83-летней Валентине Дорошкевич, которая родилась в Бабьем Лесе и всю жизнь проработала в местном колхозе «Красный партизан» («Парижская коммуна»).



— Бабинский я человек. Заходите в хату, посмотрите на мои «трудовые палочки», — шутливо Валентина Андреевна отзывается о своих рабочих наградах. — Как пришла работать в 1954 году колхозницей-дояркой, так и осталась в нашем Лесе. С мужем живем, курочек держим… Уже и мои дети стали пенсионерами, их у нас трое, а еще пятеро внуков и четверо правнуков… Скоро приедут на каникулы ко мне. 

Дорошкевичи проработали всю жизнь на земле и имеют многочисленные трудовые награды.

Выясняем напоследок, что с Бабьим Лесом связано немало мистического. Деревня всегда была под божьей защитой. Всякое лихо обходило жителей и их имущество стороной. Даже в войну бабинские хаты не сожгли, потому что Бабий Лес освятили старинным обрядом: молодые девицы, раздевшись догола, с вышитыми рушниками обошли деревню три раза. А потом льняные полотенца повесили в храме. Легенда о названии Бабий Лес тоже женского происхождения. Преследуемая крестьянка-вдова, у которой было семеро сыновей, вынуждена была уйти с детьми в глухой лес. Ее не остановили даже непроходимые болота. Она выкопала землянку, где и поселилась с детьми. Чтобы выжить, вдова разработала клочок земли, где сеяла рожь, охотилась. Шли годы… Так из одной семьи выросло поселение Бабий Лес, которое и назвали в честь смелой и сильной женщины.


shimuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter