АЗС – белорусская, сервис – европейский

В 2006 году в Беларуси намечено построить 29 и реконструировать 22 АЗС

Заправиться быстро, качественным топливом, попутно купить все необходимое — вот что надо сегодня автомобилисту. Для этого нужна  развитая сеть современных автозаправок. По поручению Президента разработана и постановлением Совета Министров от 30 марта 2004 года № 349 одобрена Программа развития сети АЗС до 2010 года. 

О том, что уже сделано в рамках масштабной работы, рассказывает заместитель начальника главного управления нефти и нефтепродуктов концерна «Белнефтехим» Николай ДОЛГОПАЛЕЦ.

— Николай Николаевич, в чем был смысл принятия программы до 2010 года? Ведь в последние 15 лет строительство автозаправочных станций велось высокими темпами.

— Темпы были высокие, но развитие шло неравномерно. До 2004 года в Беларуси АЗС строились по схемам, разработанным в облисполкомах и Минском горисполкоме. И в основном — в крупных городах и на магистралях. Слабо развивалась сеть АЗС в районах, вдали от областных центров и республиканских автодорог. 

В основу программы положены разработанные и согласованные в облисполкомах и Мингорисполкоме схемы перспективного размещения. Эти схемы базируются на анализе размещения АЗС, оценке их технического состояния, интенсивности движения транспорта и структуры автодорог, плотности населенных пунктов. Принят Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2005 года № 11 «О некоторых вопросах развития сети автозаправочных станций». Он определил порядок предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям участков под строительство автозаправок в Минске, городах областного подчинения, в придорожной полосе (контролируемой зоне) МКАД. Для этого облисполкомы и Мингорисполком проводят аукционы на право заключения договоров аренды земли за плату.  

— Специалисты говорят о качественном скачке в 2001—2005 годах…

— Да, только в 2004—2005 гг. сеть расширена на 99 АЗС. Новые станции отвечают современным эстетическим, технологическим, экологическим и противопожарным требованиям. В целом за последние 10 лет сеть АЗС общего пользования почти удвоилась — с 350 в 1997-м до 685 в 2006 году. Из них 406 станций принадлежит организациям «Белнефтехима», 63 — СП ЗАО «СлавНефть-Старт», 45 — ИП «ЛУКОЙЛ-Белоруссия», 8 — СП «Юнайтед Компани», остальные 163 АЗС — прочим предприятиям. Высокие темпы строительства с 2000 года (по 50 единиц ежегодно), реконструкция с увеличением мощности станций заметно расширили сеть общего пользования и улучшили обеспечение нефтепродуктами. 

В последнее время наблюдается тенденция поглощения и вытеснения мелких владельцев АЗС крупными, вертикально интегрированными нефтяными компаниями. На станциях системы нашего концерна, как и на большинстве коммерческих АЗС, реализуется только моторное топливо, производимое на заводах Беларуси, и это гарантирует его качество. 

— Что рациональнее — строить новое или модернизировать старое? И каких инвестиций требует этот процесс?

— Многие автозаправки, построенные 10 и более лет назад, морально и физически устарели. При этом растут экологические, противопожарные и эстетические требования. Поэтому первоочередной стала задача реконструкции устаревших станций. Строительство станции на 250—500 заправок в сутки обходится в 2,5 млрд. рублей, мощностью 100 заправок в сутки с одной мультипродуктовой колонкой — в 1 млрд. рублей. А затраты на реконструкцию с заменой резервуаров, трубопроводов, колонок, очистных сооружений сопоставимы со стоимостью новой станции.    

Серьезная проблема — физический и моральный износ ведомственных АЗС. Решено сокращать их число. Инвесторы приобретают эти АЗС, реконструируют до современного уровня. При этом растет сеть, в таких местах уже не надо строить новые автозаправки. 

— Что обновленные и новые АЗС предлагают клиентам? Что появится в этом году?

— В ходе реконструкции многие АЗС оборудуются установками для заправки сжиженным газом. Сегодня это сделано на 40 станциях «Белнефтехима». Они обеспечиваются напрямую качественным сжиженным газом Речицкого газоперерабатывающего завода.  Растет реализация сопутствующих товаров и услуг. Многие владельцы строят автомойки, СТО, кафе, магазины. На большинстве АЗС действует система безналичных расчетов за нефтепродукты. На заправках в городах и на оживленных трассах есть терминалы для банковских карт, часто за топливо можно рассчитаться валютой. На наших АЗС функционируют системы безналичных расчетов по карточкам «Белнефтепродукт АЗС-Сервис» и карточкам ЗАО «Славнефтебанк»  «Нефтекарт» (110 АЗС). На многих установлены терминалы для карточек других банков. 

В 2006 году в стране намечено построить 29 и реконструировать 22 АЗС. В марте введена станция в Национальном аэропорту «Минск», завершается строительство в Минске по ул. Долгобродской, в Гродно. Вскоре будут построены АЗС в Березе, Барановичах, Витебске, Глубоком, Петрикове, Свислочи, Лиде, Жодино, Молодечно, Солигорске, Осиповичах. 13 станций будут возведены в районах и на селе (в агрогородках). 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter